Азербайджанский фотограф-«свидетель» агдамских событий путается в показаниях и не может предъявить ни одного фото «зверств»
В связи с 23-й годовщиной агдамских событий сайт «Panarmenian.net» обратился к воспоминаниям и «свидетельствам» фотографа «National Geographic» азербайджанского происхождения Реза Диггатти, который известен рядом противоречивых заявлений относительно вышеупомянутых событий. Как отмечает сайт, фотограф в своих интервью демонстрирует ангажированность, утверждая, что в январе 1990 года приехал в Баку, где «армяне убивают азербайджанцев». Так он охарактеризовал длившиеся неделю погромы армян в Баку.
Кроме того, по утверждению фотографа, в Баку его встретила «тогдашний посол UNESCO от Азербайджана в Париже Эльнура Гусейнова». Дело в том, в 1990-м году Азербайджан еще находился в составе СССР (причем визу он получал в Москве) и не имел своего представителя в UNESCO. Автономное сотрудничество с этой организацией Азербайджан начал 3 июня 1992 года, то есть через два года после описанного приезда в Баку. К тому же, посла Азербайджана в UNESCO звали не Эльнура, а Элеонора.
Далее, он рассказывает, что 28-29 февраля 1992 года приезжает в Азербайджан в связи с агдамскими событиями. Цитата: «Так… Я приехал вместе с этой командой в Агдам, где собрались люди, которым удалось спастись от зверства, учиненного армянами в Ходжалы. В то время Общество «Красного креста» вело переговоры с армянами, чтобы те вернули тела погибших. Я сделал снимки, когда мы обменивались пленниками на границе Агдама и Ходжалы. В это время один из армянских солдат показал мне чайную ложку, которую вытащил из кармана. Я спросил, зачем ему это? Солдат заявил мне, что этим они выкалывают глаза азербайджанским пленным».
Здесь очень важно отметить, что он не просто журналист, а фотограф. То есть человек, который имеет при себе все необходимое оборудование, для фиксации исторических событий на месте. И здесь вновь обнаруживаются нестыковки в его рассказе.
Во-первых, армянская сторона через два дня сама и без предусловий передала «ходжалинцев» Азербайджану. И это отнюдь не заслуга «Общества Красного креста», причина была банальна и проста – в стране, по причине блокады, был голод, и содержать их не представлялось возможным.
Во-вторых, были изучены источники и архивы с выставок Р. Диггатти под названием «Азербайджан», в том числе на его сайте и других пропагандистских ресурсах. Везде в качестве фотодоказательства «ходжалу» фигурирует несколько фотографий, сделанных в Агдаме – живые, здоровые люди, без печати зверств и истязаний. Несколько рыдающих женщин, старушка у агдамской мечети, оплакивание тела мужчины в мечети, вот, пожалуй, и все. То, что профессиональный фотограф – свидетель «зверств и ужасов» не сделал ни одной фотографии жертв «ходжалу» и предполагаемого «палача с серебряной ложкой» – весьма странно.
Далее, в 2010-м году, Диггатти организовывает выставку «Parole de liberté» на станции парижского метро «Люксембург», где демонстрирует «ужасы ходжалу». При этом была продемонстрирована всего одна единственная фотография на стенде, имеющая отношение к агдамским событиям. Остальное – Афганистан, Африка, Сараево. Зато в центре красуется надпись: «Азербайджан. Агдам. Апрель 1992 год», тогда как по его утверждению, он был в Агдаме и Ходжалу в феврале, а не в апреле.
И вот, наконец, в 2015-м году азербайджанская пресса выступила с заголовком «Фото Ходжалинского геноцида». Из двадцати одной опубликованной фотографии 15 – сцены с живыми плачущими людьми, что естественно в военное время, в том числе мужчин в транспорте, судя по всему беженцы из Ходжалу. 3 фотографии могил, кто эти люди – неизвестно, но, судя по надгробию, речь идет о мужчине, которому по возрасту положено было воевать, и он далеко не мирный житель и тем более не «жертва геноцида». И 3 фотографии с трупами. И трупы эти принадлежат взрослым, половозрелым мужчинам, которых отнюдь нельзя причислить к мирным жителям. Примечательно, что на теле одного из них тельняшка, которую выдают военным.
Как бы то ни было, странно, что фотограф утверждает, что «видел», но ни одной фотографии увиденного предъявить не может. Не помнит людей, с которыми он встречался, как их зовут, путает события 90-го и 92-го годов.