Создание валютного союза ЕАЭС приведет к поглощению Россией финансовых систем партнеров. Об опасностях предупреждают эксперты
Ускорение процесса интеграции стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в валютной сфере стало бы своевременным шагом, необходима определенная «дорожная карта». Об этом заявил в интервью РИА Новости заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации Георгий Гриц.
Отметим, 10 марта президент России Владимир Путин поручил ЦБ РФ и правительству до 1 сентября определить целесообразность создания валютного союза ЕАЭС.
Анализируя данную информацию, Г. Гриц отметил: «Предложение президента России я считаю своевременным. Должна быть некая "дорожная карта"».
Эксперт пояснил, что минувший год, в ходе которого падали курсы валют Казахстана, РФ, а затем и Беларуси, продемонстрировал необходимость странам координировать свои политики в валютной и денежно-кредитной сферах. По его словам, нужно уже предпринимать действия в данном направлении, а не ждать 2025 года.
Гриц считает, что для начала страны могли бы принять на себя обязательства по изменению курса нацвалют по отношению к валютам своих партнеров по ЕАЭС в рамках строго определенного коридора. Он также видит целесообразность в дальнейшем увеличении доли российского рубля в расчетах внутри ЕАЭС.
«Я бы считал положительным фактором, если бы в 2016 год мы вошли с соглашением о валютном коридоре, то есть о координации денежно-кредитной политики четырех банков», – сказал эксперт.
По его мнению, российский рубль может претендовать на роль региональной валюты, а Центробанк РФ, как наиболее сильной экономики в ЕАЭС, – на роль генератора валютной интеграции. Но Гриц считает сомнительным, что в 2016 году страны могут обзавестись единой валютой. Он констатировал наличие ряда сложностей, в том числе необходимость найти баланс соотношения курсов нацвалют участников союза.
Эксперт обратил внимание, что РФ и Казахстан в отличие от Беларуси серьезно зависят от цен на нефть, а «просто привязываться к цене на нефть тоже не хочется». Он указал на различные подходы в политике стран, например, поддержка белорусской экономики обеспечивалась за счет дешевых кредитных ресурсов, что влекло за собой инфляцию, определенные дисбалансы во внешней торговле
«Все перевести на рыночные условия – не думаю, что белорусская сторона на это пойдет. Должен быть баланс интересов. Надо договариваться. Это скорее дорога, чем разовая акция», – сказал Гриц. В то же время он отметил зависимость Беларуси от основного торгового партнера – России.
Гриц считает, что обнародование поручения президента РФ правительству и Центробанку страны по анализу перспектив валютной интеграции является сигналом партнерам по ЕАЭС. Он отметил, что белорусский Нацбанк проявляет интерес к обсуждению данной темы.
«Думаю, к 1 сентября будет не просто мнение Центробанка РФ, а некая согласованная позиция (стран ЕАЭС)», – сказал Гриц.
Между тем, как пишет российское издание, руководитель минского научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук сомневается в том, что белорусские власти пойдут на формирование валютного союза и создание единой валюты в ЕАЭС.
В беседе с корреспондентом РИА Новости он назвал формирование валютного союза не экономическим, а политическим предложением, связав его с возможностями выделения Россией финансовой поддержки для белорусской экономики и необратимыми гарантиями по ее возврату.
По его словам, формировать валютный союз в настоящее время – значит действовать «вопреки состоянию денежных систем Беларуси и России». Эксперт также обратил внимание на высокий уровень инфляции в странах для начала такого процесса и имеющееся, на его взгляд, жесткое регулирование валютного курса в большинстве стран ЕАЭС.
Романчук склонен рассматривать валютный союз ЕАЭС не как слияние, а как «поглощение сильным партнером – Россией – финансовых систем партнеров, прежде всего, Беларуси, денежная система которой – 1,5-2% от российской».
«Это не экономика – это геополитика, закрепление доминанты на постсоветском пространстве», – убежден он. По словам собеседника агентства, приданию актуальности теме валютного союза поспособствовали предстоящие в текущем году в Беларуси президентские выборы и кризисные явления в белорусской экономике, которые без внешних влияний не решаются, а также контекст украинского конфликта.
«Я не представляю, чтобы официальный Минск согласился», – сказал Романчук. Эксперт пояснил, что в этом случае белорусским властям придется отказаться от проведения традиционной для них кредитно-денежной и макроэкономической политики.
Он сказал, что если белорусские власти на это пойдут, то это будет означать, что в противном случае они бы столкнулись с широкомасштабным кризисом и сложностями в удержании власти.
«На сегодняшний день я не вижу, чтобы Лукашенко (президент Беларуси) такую опцию принял», – подчеркнул собеседник агентсва.
Напомним, Беларусь, Россия и Казахстан подписали договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС) 29 мая в Астане. ЕАЭС является международной организацией региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью. В рамках договора о ЕАЭС обеспечивается свобода передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы; проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики. Евразийский экономический союз с 1 января 2015 года стал преемником Таможенного союза. 4 декабря 2014г. Национальное Собрание РА 103 голосами «за», 7 «против» и 1 воздержавшимся ратифицировало договор о присоединении Армении к ЕАЭС. Со 2 января 2015г. Армения стала полноценным членом ЕАЭС. 23 декабря прошлого года Киргизия подписала документы о вступлении в ЕАЭС. Ожидается, что к 9 мая после прохождения всех внутригосударственных процедур Киргизия станет полноправным членом союза.
Материалы по теме:
Когда в кошельках граждан стран-участниц ЕАЭС появится новая валюта? Мнения экспертов