Эксперт: У Ирана иллюзий быть не должно, Запад санкции отменять не намерен, нужно срочно готовиться к атаке ядерных объектов
Лицемерие США в отношении Ирана еще раз было подтверждено 11 марта, когда президент Барак Обама продлил на один год введенные против Тегерана санкции. Об этом говорится в статье Владимира Алексеева, опубликованной на сайте Iran.ru.
Далее материал приводим без сокращений и изменений.
Получается, что, с одной стороны, Вашингтон вместе с остальными членами «шестерки» международных посредников ведет переговоры по ИЯП с иранскими представителями, конечным исходом которых должно стать снятие всех санкций против ИРИ, введенных как через СБ ООН, так и на национальном уровне, а с другой – продлевает их, хотя 15 марта в Монтре должен пройти еще один раунд переговоров по иранской ядерной программе с участием госсекретаря Джона Керри, а до конца июня должно быть подписано соглашение об окончательном решении вопроса с ИЯП в обмен на прекращение санкционного режима. Казалось бы, никакой логики в действиях Белого Дома нет. Но это не так.
Стратегическая цель Вашингтона
Почему-то многие забыли, что Вашингтон, начав переговоры по ядерному досье Ирана, вовсе не стремился к тому, чтобы избавить иранский народ от бремени финансово-экономических санкций. Так могли думать только очень наивные эксперты, слепо верящие в то, что Америка – это защитник демократии и прав человека во всем мире, а не мировой жандарм, который военной силой, экономической блокадой и информационной агрессией продвигает вперед сферы своего влияния на международной арене.
После провала проекта «цветных» революций в арабском мире США вынуждены были изменить направление своих ударов с целью передела под себя мирового энергетического рынка. Именно поэтому развязана война на Украине, которая является основным транзитером российского газа в Европу, и именно поэтому же предпринимаются попытки подмять Иран, где находятся богатейшие запасы нефти и газа. Без России и Ирана Вашингтон не сможет подчинить себе мировой энергетический рынок. Хочется верить, что в Тегеране это понимают. В Москве, похоже, это поняли, хотя и с опозданием – когда начала резко падать цена на нефть после американо-саудовского ценового сговора против России и Ирана.
Так что не должно быть иллюзий – Белый Дом твердо и последовательно реализует линию на свержение нынешнего иранского режима и его замену на прозападный, который обеспечит господство американских нефтегазовых корпораций над энергоресурсами ИРИ. И еще одна составляющая американской стратегии в отношении Тегерана: поскольку вооружение иранской армии сильно устарело, его нужно срочно заменить на новое. А Иран на сегодня – единственный крупный неосвоенный рынок для сбыта продукции ВПК. Его потенциал оценивается в 40-50 млрд. долл. И как-то не верится в то, что Вашингтон готов уступить столь «жирный кусок» Москве. Поэтому тот факт, что иранцы на сегодня ведут с Россией переговоры лишь по комплексам ПВО, сильно настораживает. Для отражения возможной внешней агрессии США и Израиля необходимы также самые современные боевые самолеты, бронетехника и ВМС. Здесь все ясно как божий день, если Тегеран не намерен уступить требованиям Вашингтона, то нужно срочно развернуть ВТС с Россией по всем современным системам вооружений. Иначе вероятным может стать невероятное, могут оказаться правы те западные эксперты, которые утверждают, что часть военной элиты в ИРИ специально держат эту нишу под будущие поставки из США, в случае падения режима.
Сценарии
В США существует несколько сценариев того, как избавиться от нынешних иранских властей. Один из них – переговоры по ИЯП, которые, по замыслам американцев, должны привести к полной капитуляции Тегерана по ключевым элементам своей ядерной программы, вплоть до разрешения иранцев развернуть в стране систему международного мониторинга и инспекций. Такое мы уже проходили в Ираке и видели, как все эти данные инспекторов МАГАТЭ потом заносились в систему наведения ракет для сверхточного попадания, одна ракета – один объект. И, в конечном итоге, все это закончилось оккупацией этого арабского государства и полной ликвидацией прежнего режима. Поэтому сейчас Вашингтон намеренно требует от иранцев слишком многого, задирая планку претензий, тем самым проверяя Тегеран на прочность.
Одновременно благодаря переговорам США производят раскол иранского общества на два противоположных лагеря. Ведь многие иранцы, уставшие от санкционных лишений и одураченные западной пропагандой либеральных ценностей, живут только надеждой на то, что санкции вот-вот будут сняты. Это особенно касается малого и среднего бизнеса, интеллигенции и молодежи. И надо признать успех пропагандистской машины Запада, которая активно использует все медийные технологии, интернет и социальные сети, в том, что уже значительная часть иранцев верят в то, что только западные технологии и инвестиции обеспечат экономическое процветание страны и ее продвижение по «единственно эффективной» западной модели развития. России, к сожалению, они не верят (см. статью «16 причин иранского недоверия России»), считая, что наша страна технологически отстала и сама нуждается в западных технологиях, что российские бизнесмены сильно коррумпированы и их мало интересует развитие Ирана, а лишь только возможность «заработать» на сделках с ИРИ, что российская культура и идейные ценности РФ чужды иранскому обществу.
И, самое главное, они считают, что Россия к Ирану всегда относилась как к выгодной карте в ее геополитических играх с западными странами и США. Поразительно то, что за 23 года новейшей истории России так и не была разработана ни краткосрочная, ни долгосрочная стратегия внешней политики в отношении Ирана. Все действия России – это латание дыр, запоздалая реакция на геополитические процессы в связи с Ираном. Главы ключевых министерств и ведомств десятилетиями не посещают Иран и не приглашают своих иранских коллег в Москву. Для многих из них солнце восходит на западе, они молятся на запад и признают только запад. Сергей Лавров, было дело, в недавнем прошлом, в течение четырех лет подряд не посещал Иран, а Константин Косачев в бытность главой комитета по международным делам Госдумы наотрез отказывался ездить в Иран и вместе с тем десятки раз в год совершал поездки на Запад для участия иной раз даже в непонятных и малозначимых семинарах, не говоря уже о международных конференциях.
США и Запад работают с населением Ирана каждый день и систематично. Поразительно то, что США, не имея никаких отношений с Ираном, тем не менее выделяют из государственного бюджета более миллиарда долларов для круглосуточного вещания на персидском языке пятью телеканалами для оказания поддержки иранской диаспоре в США и иранцам, проживающим за пределами Ирана. Великобритания, Германия и даже маленькие европейские страны имеют телеканалы на персидским языке с круглосуточным вещанием. Эти страны таким образом защищают свои политические и экономические интересы, не хотят уходить из Ирана, не хотят, чтобы о них забыли, сохраняют связи и почву для возвращения. А у России этого всего нет. У нее даже нет, и это просто поразительно, ни культурного представительства, ни хотя бы одного коррпункта федеральных телеканалов в Тегеране.
В результате вся эта масса людей уже де-факто стала «пятой колонной», готовой работать на Запад, выплеснуться на улицы Тегерана и других крупных городов при определённом стечении обстоятельств. К сожалению, все эти иранцы мало знакомы с деталями того, что происходит на переговорах по ИЯП. А там не все просто. Ведь пока что США выступают не за полную и окончательную отмену санкций в обмен на соглашение, а лишь за их приостановку на год для своего рода «тестового режима». А это означает, что Иран сдаст все позиции по ядерной программе, а Запад сможет в любой момент вернуть режим санкций.
С другой стороны, этому большинству иранского населения противостоит влиятельная группировка консервативных и националистических сил, поддерживающая аятоллу Хаменеи как высшего руководителя ИРИ, Корпус стражей иранской революции в качестве основной силовой структуры Ирана и достаточно многочисленные представители бизнес-кругов из числа патриотов, которые не хотят отдавать в руки американцев национальные богатства страны, находящиеся сейчас в руках самих иранцев. Эти силы понимают, что капитуляция по ИЯП лишит ИРИ единственного инструмента сдерживания Запада от открытого внешнего вмешательства во внутренние дела Ирана. Для них исход переговоров по ядерному досье – это вопрос выживания, сохранения власти и суверенитета.
Внешне же это выглядит как некая борьба между сторонниками президента Хасана Роухани и его прозападно-либеральной команды и сторонниками жесткой линии консервативных сил на переговорах по ИЯП. Другой вариант – искусственное разжигание в Иране «цветной» революции. Подготовка к этому идет давно, и США, практически все страны ЕС, Израиль и монархии Персидского залива работу на этом направлении не прекращали ни на один день, наоборот, усиливают ее с каждым днем. Они сейчас как никогда ранее активно работают не только с оппозиционно настроенными прозападными деятелями, но и с экстремистскими сепаратистскими группировками, созданными по религиозно-этническому признаку (среди таких меньшинств как азербайджанцы, курды, белуджи и т.д.). То есть готовится одновременный удар из центра и с национальных окраин. Пока что американцы приберегают этот сценарий «на потом» из опасения, что в Иране вместо «демократической» смены власти начнется гражданская война, которая закончится с очень большой долей вероятности «сомализацией» или «ливизацией». И тогда никаких нефтяных и газовых богатств в ИРИ американцам не видать.
Напрасные надежды «пятой колонны»
В любом случае, иранским прозападным либералам не стоит ожидать того, что после смены режима Хаменеи американцы передадут власть им. Этого не будет никогда. Как в свое время США сделали в Ираке, ключевые позиции в Тегеране в случае победы «западников» перейдут в руки тем оппозиционерам, кто сейчас находится в эмиграции в США и имеет американские паспорта. А нынешних недовольных властью, но продолжающих работать на нынешнее правительство, либо отстранят от всего, либо дадут им второстепенные посты или роль прислужников. Американцы не доверяют им, не прошедшим «школу демократии» внутри США. Не случайно иранская община в Америке сейчас собирается пышно отпраздновать новый год Навруз на деньги американского правительства, и на богатых вечеринках продажные иранцы в дорогих костюмах и легкомысленные иранки без хиджаба и в платьях с открытыми плечами будут свободно потреблять алкоголь под американскую джаз-музыку. Они для американцев уже давно стали своими.
Фактор Израиля
Тегеран должно насторожить и другое: когда Обама, Керри и многие деятели Белого Дома еще недавно оптимистично заявляли о скором завершении переговоров по ИЯП, Израиль не сидел сложа руки. Как и республиканцы в американском Конгрессе. Они направили приглашение премьер-министру Биньямину Нетаньяху выступить в Вашингтоне с речью по Ирану. Несмотря на явное недовольство президента США тем, что большинство в Конгрессе пригласили израильского премьера в обход его как главы государства, он вынужден был проглотить и эту пилюлю. А Нетаньяху прибыл в Америку и произнес достаточно воинственную речь с откровенными угрозами в адрес ИРИ. И тут же пошли разговоры о том, что Израиль готовится нанести удары по объектам ядерной инфраструктуры Тегерана, включая АЭС в Бушере, где трудятся сотни российских специалистов. Значит, опять военный сценарий? Похоже, да. И Вашингтону придется его поддержать. Ведь не случайно Обама, несмотря на то, что его публично унизили, после отъезда израильского премьера вынужден был резко поменять свою позицию, сразу же заявил, что США выйдут из формата «шестерки» на переговорах с Ираном, если не будут полностью уверены в том, что Тегеран не будет иметь возможностей для создания ядерного оружия. А через 2 дня еще и санкции продлил. Кроме того, 47 сенаторов-республиканцев написали открытое письмо руководству Ирана с угрозами. Это стало беспрецедентным шагом в истории США, когда законодатели официально обращаются к главе иностранного государства, а не к своим «коллегам». Какое же Израилю нужно иметь влияние в Вашингтоне, чтобы заставлять президента США плясать под свою дудку и круто менять галсы внешней политики самой крупной мировой державы? Вот здесь и кроется ответ на все вопросы о том, какие цели преследует Вашингтон в отношении Тегерана. Да те же, что и Израиль.
У Ирана иллюзий быть не должно. Никто санкций не собирается снимать. Никто на Западе сотрудничать с нынешними властями ИРИ не будет. Тегерану нужно срочно готовиться к отражению воздушной агрессии против своих ядерных объектов, за которыми скорее всего последуют попытки разжечь «цветную» революцию. А пока, похоже на то, что иранские власти и вооруженные силы не готовы к этому. Позитивный фон на переговорах по ИЯП и частичное ослабление санкций явно расслабили иранское руководство. Но время собраться с силами еще есть.