Президент Армении «дал добро» Концепции конституционных реформ, но с целым рядом «но»
Президент Армении Серж Саргсян сегодня встретился с членами Специализированной комиссии по конституционным реформам и представил свою позицию относительно Концепции конституционных реформ. Об этом сообщает пресс-служба главы армянского государства.
«Уверен, вы в курсе, что для принятия решения относительно представленной мне концепции конституционных реформ я провел многочисленные встречи с основными акторами политического поля Армении. Я лично детально изучил проект концепции и соответствующее заключение Венецианской комиссии», – сказал глава государства.
Отметим, 12 марта в рамках процесса конституционных реформ президент Армении Серж Саргсян встретился с представителями Объединенной трудовой партии (ОТП), партий «Процветающая Армения» (ППА), АРФ «Дашнкцутюн» (АРФД), «Оринац еркир» (ОЕ), «Армянское общенациональное движение» (АОД), «Свободные демократы» и «Наследие». Обсуждения продолжились вечером того же дня на расширенном заседании исполнительного органа правящей Республиканской партии Армении (РПА), на которое были приглашены представители партий «Христианско-демократический союз Армении», «Союз Конституционное право» и «Национальное единение». Как сообщили в пресс-службе главы государства, в ходе встреч обсуждались вопросы, касающиеся проведения конституционных реформ.
«Я продолжаю придерживаться того устойчивого мнения, что для нашей страны конституционные реформы действительно важны и что они могут быть реализованы лишь в условиях широкой политической консолидации», – заявил президент С. Саргсян.
По его словам, «Концепция, безусловно, является прогрессивным документом, реализация которого действительно может обеспечить новые возможности для дальнейшего демократического развития Армении». «Поэтому должен отметить, что в этом плане вами выполнена серьезная и масштабная работа, достойная похвалы, за что я благодарен вам», – сказал президент членам Комиссии.
«Конечно, аргументы и обоснования Специализированной комиссии относительно перехода к парламентской модели государственного управления веские. Более того, та же Венецианская комиссия также считает, что парламентская модель государственного управления может укрепить демократию в Армении.
В то же время проведенные с политическими силами консультации показали, что в этом вопросе нет и объективно быть не может однозначно совпадающих подходов: есть как поддерживающие парламентскую модель государственного управления, так и выступающие против нее. Есть также силы, которые для составления окончательного подхода придают важность своему участию в данном процессе, и таки сил гораздо больше.
Тем не менее, я должен быть искренним и отметить, что объективные предпосылки, лежащие в основе высказанной мной ранее позиции в пользу действующей модели государственного управления, существенно не изменились. У меня все еще есть опасения, связанные с вашим профессиональным подходом в вопросе изменения модели управления. Если быть более конкретным, я пока не очень хорошо представляю, как предлагаемая модель будет безоговорочно обеспечивать 2 важных компонента – внешнюю и внутреннюю безопасность страны и стабильность системы управления, что, по моему мнению, обеспечено в условиях действующей модели управления.
Неслучайно, что в данной концепции вы также высказали обеспокоенность относительно стабильности парламентской модели государственного управления, предложив предварительные подходы к решению данной проблемы. Естественно, учитывая объективно ожидаемую степень общности Концепции, эти решения не могли быть скрупулезными и полноценными.
И, тем не менее, я дам политическое одобрение Концепции, так как убежден, что мы обязаны использовать любую возможность, обеспечивающую позитивное развитие нашего государства. Тем более, что в ходе проведенных мною встреч ни у одной из политических сил не было возражений относительно утверждения Концепции. Между тем, прошу вас спроектировать конституционные регулировки, которые бесспорно будут гарантировать гармоничное совмещение более демократической модели с безопасностью и стабильностью государства.
При подготовке текста конституционных изменений считаю необходимым разработать также эффективный формат, обеспечивающий профессиональные обсуждения с представителями политических сил. Накануне всеми об этом говорилось очень подробно и обоснованно. Для меня важно, чтобы во всех этапах разработки проекта, раздел за разделом, глава за главой были проведены обсуждения с каждой из политических сил по принципу обратной связи.
Здесь я придаю важность также проведению обсуждений с теми политическими силами, которые выступают за совершенствование действующей системы управления. Тогда в результате возможно будет получить способы как для перехода к парламентской модели правления, так и для совершенствования действующей системы управления. Очень возможно, что тем самым все убедятся в эффективности и верности нового варианта», – заявил глава государства, добавив, что с этого момента начинается новый, более сложный и масштабный, а также ответственный этап работы.
«Уверен, через несколько месяцев у нас будет документ с четкими подходами и решениями», – резюмировал президент РА.
Напомним, что в проекте Концепции реформирования Конституции Армении предлагается переход к парламентской модели государственного управления. Проект на протяжении нескольких месяцев находился в стадии рассмотрения, обсуждения продолжались до 15 октября 2014г. Уже 15 октября были обнародованы разработанная Специализированной комиссией по конституционным реформам при президенте Армении Концепция конституционных реформ в РА, а также заключение Венецианской комиссии на английском языке и его неофициальный перевод на армянский. Как ранее отметил глава Специализированной комиссии по конституционным реформам при президенте РА, председатель Конституционного суда республики Гагик Арутюнян, референдум по конституционным в реформам в Армении может пройти не раньше 2016 года.
Материалы по теме:
Конституция – не рубашка, чтобы менять ее каждый день. Заявление главы Венецианской комиссии
Обнародованы Концепция конституционных реформ в Армении и заключение Венецианской комиссии