Социолог: Чиновники Азербайджана озвучивают не цифры, а проценты, что затрудняет понимание происходящего
Премьер-министр Азербайджана Артур Расизаде 17 марта 2015 года отчитался перед депутатами парламента страны о деятельности правительства в 2014 году. Цифры его доклада, приведенные в СМИ, впечатляют. Однако некоторые моменты отчета вызывают резонные вопросы, пишет азербайджанский социолог Али Алиев в своей статье, опубликованной на новостном портале «Хаккин.аз».
Он указывает на то, что в отчете не было сказано, что может ожидать Азербайджан в ближайшем будущем; вероятность тех или иных рисков осталась «за кадром», хотя граждан страны это волнует больше всего.
«Что, например, произойдет с бюджетом Азербайджана, если цены на нефть будут снижаться и дальше? Как долго и на сколько дырочек нам придется затягивать пояса?», – задается вопросом автор, отмечая, что они остаются в неведении по поводу своего будущего. Он подчеркивает, что среди азербайджанских чиновников не принято общаться с народом так, чтобы можно было понять суть происходящего и оценить возможные перемены в их жизни. Официальные лица сообщают те или иные факты, озвучивают те или иные решения правительства, но «за деревьями не видно леса». Практически трудно понять, в чем, собственно, заключается политика правительства.
Как пишет автор, большинство из граждан Азербайджана отчетливо не поминает, как соотносятся минимальная пенсия (или минимальная зарплата) и «продовольственная корзина», и связаны ли они между собой вообще, но об этом чиновники предпочитают не распространяться. В попытках найти ответ на этот вопрос в министерстве труда и социальной защиты населения Азербайджана автор несколько дней подряд и в разное время старался дозвониться в пресс-службу, но трубку там никто так и не снял. Телефон «горячей линии» был постоянно занят, а когда он захотел заполнить электронный бланк письма, то его некоторые опции оказались недоступны, а без этого отправка сообщения оказалась невозможной.
«По словам А.Расизаде, в 2014 году доля получателей адресной социальной помощи снизилась на треть. Как это может быть? Вариантов ответа, на мой взгляд, немного: либо треть получателей этих пособий эмигрировала или вообще покинула сей бренный мир, либо разбогатела и перестала нуждаться в этой поддержке, либо… Либо порог бедности настолько занижен, что, например, „весомая” прибавка к пенсии в 10-15 манатов (1 манат = 0,95 долл. США) автоматически выводит ее получателя из списка нуждающихся. Словом, не знаешь, что и подумать», – пишет социолог, добавляя, что многие чиновники Азербайджана предпочитают обходить острые вопросы, и зачастую озвучивают не абсолютные цифры, а проценты. Это представляет их «белыми и пушистыми», но затрудняет понимание происходящего.
Али Алиев приводит пример заявления министра труда и социальной защиты населения Азербайджана С. Муслимова о том, что размер ежемесячных социальных выплат за последнее десятилетие вырос в 2,5 раза, пособия для детей-инвалидов - в 7,4 раза, президентская стипендия - в 5 раз, пособия по инвалидности в 8,1 раза. Однако не говорится, сколько это «весит в граммах». Несколько лет назад единовременное пособие при рождении ребенка в Азербайджане увеличили на 50%, и его размер составил «целых» 85 манатов. Между тем, в Баку появление на свет ребенка в роддоме обходится минимум в 1 тыс. манатов. Как свидетельствует Госкомстат Азербайджана, в селе треть родов происходит на дому. Больничные условия, похоже, народу не по карману, пишет автор.
«Если послушать отечественных парламентариев (в частности, главу парламентского комитета по социальной политики Х.Раджабли), то Азербайджан не нуждается в стимулировании рождаемости, и как нам намекают, страна не может позволить себе такие траты. Понимаю. И даже готов не спорить. Но тогда скажите, почему мы, еще не оценив толком нагрузку на бюджет, которую создадут Исламские игры – 2017 (кто-нибудь может уверенно гарантировать высокую цену на нефть?), уже замахнулись на проведение чемпионата Европы по каратэ в 2020 году?» – задается вопросом автор.
Материалы по теме:
А. Алиев: «Под Азербайджан заложена демографическая бомба, которая уже тикает»