«Голос Армении»: На войне как на войне. Что показала история с перебежчиком?
Газета «Голос Армении» в номере от 26 марта пишет: «История с армянским военнослужащим, оставившим оружие и перешедшим на азербайджанскую сторону, после бурного старта в первые два дня развивается несколько вяло. Бакинские СМИ, пытаясь раздуть неприятный для армянской стороны инцидент до размеров вселенской "паники в армянской армии и в Карабахе", теряют чувство меры и слишком далеко заходят в собственных фантазиях. Для армянской стороны после неизбежных в первые дни недоуменных вопросов очевидны потенциальные проблемы ближайшего времени и задачи, нацеленные на их разрешение.
Напомним, что 22 марта Армия обороны НКР распространила сообщение о том, что около 2 часов дня рядовой-контрактник 24-летний Андраник Григорян с позиций одной из воинских частей АО, оставив оружие и боеприпасы, перешел на сторону противника. Спустя пару часов азербайджанская сторона подтвердила факт перехода. А уже на следующий день вовсю заработала пропагандистская машина. В Сеть были выставлены вначале видеоролик, на котором якобы зафиксирован переход Григоряном границы, а затем, по азерпроповской традиции - интервью перебежчика с текстом от суфлера. Таким образом, первое, что следует четко зафиксировать, это неоднократное нарушение Азербайджаном норм международного гуманитарного права, практически моментальная политизация инцидента и использование его в пропагандистских целях.
За последние годы Азербайджан так часто нарушал Женевские конвенции, что говорить об этом многим кажется уже бессмысленным. Тем не менее армянская сторона однозначно обязана четко фиксировать и указывать каждое из нарушений, акцентируя два противоположных полюса в выполнении собственных международных правовых обязательств. Это важно в контексте общей логики конфликта и переговорного процесса, тем более в условиях отсутствия у международных организаций механизмов наказания за нарушения этих норм.
Карабахская сторона сразу же объявила видеоролик перехода границы фальшивкой, а интервью квалифицировала как данное под давлением и с применением физического насилия. Пресс-секретарь президента НКР Давид Бабаян заявил, что видеоролик, на котором Григорян с белой тряпкой в руках спокойно приближается к азербайджанским позициям, был снят на территории, удаленной от линии соприкосновения, и носит постановочный характер. Бабаян также сообщил, что в воинской части, где служил контрактник, начато служебное расследование, по результатам которого станет ясно, как ему удалось незаметно оставить оружие и направиться к азербайджанской границе. При этом он отметил, что не сомневается в наличии у военнопленного серьезных проблем с психикой, заверив, что при поступлении на службу медкомиссия не выявила у него отклонений.
Бабаян также подчеркнул, что вероятность диверсии или похищения Григоряна практически равна нулю. "Они (азербайджанцы, - М.Г.) не могли незаметно прийти и совершить это. Во-вторых, они обязательно забрали бы с собой оружие и боеприпасы, чтобы показать, что обезвредили диверсанта. Показали бы фильм о том, как спецназовцы с закрашенными лицами обезвреживают этого человека", - заявил Бабаян. Учитывая повадки азерпропа, с этими аргументами трудно не согласиться. Несложно также прогнозировать, что все последующие развития в этой истории будут продиктованы исключительно интересами азерпропа.
Что касается видео, на котором Григорян говорит о причинах своего поступка, то оно весьма красноречиво во всех смыслах. Невооруженным глазом видно и то, что кадры тщательно смонтированы. Солдат слепо повторяет избитые пропагандистские штампы о том, что не хочет воевать и "бессмысленно умирать", хочет жить, что его в армии били, вместе с ним хотел бежать еще один сослуживец... Словом, все то, что до него говорили все армянские военнопленные в выставленных в Интернет видеоинтервью. В сообщениях азербайджанских СМИ к этому добавлены его "показания" о "более 20 убитых" в ходе диверсии 19 марта, приправленные заявлениями о том, что из-за нехватки людей в Карабахе на постах якобы стоят гражданские лица, и прочими бредовыми фразами.
Между тем корреспонденты радио "Азатутюн" встретились с родителями перебежчика, проживающими в селе Бердашен Мартунинского района Арцаха. Мать Андраника сообщила, что во время последнего приезда домой сын был без настроения, на вопросы о причине не отвечал. Отец убежден, что видео инсценировано.Соседи поражены его поступком и не могут понять причины. По словам старосты, "если он действительно совершил такой ненормальный поступок и перешел на сторону турок, то можно сказать лишь одно: он ненормальный". С этим трудно не согласиться, особенно учитывая последние случаи жестокой расправы с попавшими в плен армянскими пленными и престарелым заложником. Нормальный человек, заявляющий о желании жить, не станет переходить на сторону врага, и не думающего скрывать звериный оскал и жажду армянской крови.
С учетом всех имеющихся на данный момент данных можно говорить о двух главных составляющих истории с перебежчиком: военной и пропагандистской. Надо признать, что инцидент, весьма неприятный для любой армии, но также и возможный в любой армии, выявил множество проблем. Как написал в соцсети Фейсбук блоггер Тигран Кочарян, мы еще "легко отделались, потому что вооруженный солдат мог причинить вред сослуживцам, а так он просто сбежал". Следствию предстоит ответить на вопрос: каким образом человек, имеющий (?) ментальные проблемы, продолжал служить в Армии обороны, да еще и на передовых позициях, почему вышестоящие военнослужащие не реагировали на сигналы (?) об этом?
Ответы на эти вопросы должны быть даны официальные, публичные, убедительные и без попыток отмазать виновных. Это важно и в контексте второй составляющей - пропагандистской, поскольку в первые часы после инцидента ряд армянских СМИ не задумываясь клюнул на азербайджанскую удочку, растиражировав видеоролики и выгодные для Баку сообщения. Руководствуясь при этом более чем прозаической целью: набрать как можно больше кликов и повысить рейтинг своего сайта. Может ли себе позволить подобное фактически воюющая страна - вопрос совершенно другого плана и куда более серьезных подходов к информационному полю вообще. И если в Баку эти проблемы решили привычными запретительными и карательными методами, то в Армении по понятным причинам следует искать другие пути.
Комментируя последние события на границе, генерал Аркадий Тер-Тадевосян подчеркнул, что рост напряжения свидетельствует о готовящейся в Баку и намеченной на период после 20 апреля крупной провокации с целью прощупать слабые стороны армянской обороны. Ранее эксперты и военные специалисты также подчеркивали, что Азербайджан неизбежно будет прилагать все усилия для максимального взвинчивания ситуации накануне 24 апреля. Говорить о том, насколько важны слаженные и профессиональные действия армянских сторон не только в военной, но и во всех остальных сферах, прежде всего - на информационно-пропагандистском поле, думается, излишне. На войне как на войне - как до, так и после 24 апреля.
P.S. В Баку явно впали в экстаз и в свою очередь начали допускать грубые киксы. Так, печально известный регулярным перевиранием фактов сайт хаккин.аз опубликовал сообщение о якобы имевшем место в карабахском селе Талиш "кровавом инциденте" между местными жителями и спецназом. Деза выявляется крайне просто: во-первых, дается туманная ссылка на "армянские СМИ", во-вторых, поиск в гугле приводит линк исключительно на одно это сообщение. Отметим, что ранее в прессе появлялись сообщения об инцидентах такого рода в азербайджанских селах, но публикации в армянских СМИ сопровождались четкими ссылками и фотографиями».