СМИ Аргентины: Глядя на уютный пейзаж вокруг монастыря Гандзасар в НКР сложно поверить, что в часе езды – линия соприкосновения
Более двадцати лет после перемирия, положившего конец карабахской войне, Нагорный Карабах борется за признание своей независимости, несмотря на то, что имеет армянское население, язык, валюту и в значительной степени финансируется Арменией. Об этом пишет аргентинский информационный сайт «Clic de Noticias», ссылаясь на статью «Telam».
«Совпадения этим не заканчиваются. У Нагорно-Карабахской Республики один и тот же флаг, что и у Армении, за исключением маленькой белой полоски, разделяющей его на правой стороне. Как объясняют это в правительстве, этот разрыв обозначает разделение между Арменией и Нагорным Карабахом, а белый цвет позволяет “мечтать”, что этот зазор однажды будет преодолен», – говорится в статье.
Как отмечается в материале, в Нагорном Карабахе очаровательные пейзажи и христианское культурное наследие, но он не богат натуральными ресурсами и не является ключевой точкой для мировой геополитики. Однако, с конца 80-х данная территория превратилась в зону напряжения и насилия, что привело к войне, ставшей причиной смерти около 30.000 людей, а слабое перемирие нарушается по сей день.
В статье указывается, что этот конфликт начался в 1988 году, когда в Армении и Нагорном Карабахе началось политическое движение с требованием «воссоединения». В это время весь этот регион являлся частью Советского Союза. В 1921 году Иосиф Сталин решил, что Нагорный Карабах должен находиться в составе Азербайджана, а не Армении, несмотря на то, что большинство населения были армянами. С 1991 года, когда Армения и Нагорный Карабах заявили о своей независимости, война разрушала эту территорию вплоть до подписания соглашения о прекращении огня в 1994 году.
Автор замечает, что название «Нагорный Карабах» берет имеет корни из трех языков: «Нагорный» – с русского, «Кара» – черный – из турецкого и «бах» – сад – из персидского.
«Армяне употребляют это название только когда разговаривают с иностранцами, а для них самих, по словам руководства Нагорного Карабаха, эта «святая земля» называется Арцах, как десятая провинция древнеармянского средневекового царства», – пишет сайт.
Как отмечается в статье, по приглашению армянского правительства, журналист «Telam» посетил маленькую республику с зелеными горами, вершины некоторых из которых покрыты снегом, где расположены маленькие села, жители которых занимаются семейным хозяйством. По дороге в столицу Степанакерт на многочисленных плакатах написано, что та или другая часть инфраструктуры восстановлена «при участии всех армян».
«Центр Степанакерта – основной символ роста и развития в ходе последних двух десятилетий. Широкие и чистые улицы, недавно построенные здания, магазины и футбольный стадион всего в нескольких кварталах от тихой центральной площади, где выделяются те же банки, которые украшают весь центр столицы Армении – Еревана. Обновленная часть современная и имеет европейский вид, но сразу заметно, что все магазины и банки являются местными или армянскими. В маленьких супермаркетах есть европейские и американские продукты, особенно лакомства и напитки, но подавляющее большинство еды – российское или армянское», – отмечается в статье.
В статье указывается, что сейчас в результате войны и здесь, и в Азербайджане есть беженцы. Однако в городе Шуши все еще сохраняются две мечети 18 и 19 веков. Армяне Карабаха сосредоточены на сохранении средневековых монастырей и школ Армянской Апостольской Церкви. Самым старым сохранившимся монастырем является прекрасный Гандзасар 13-го века, в котором сохраняется простой и строгий стиль армянских церквей. Он построен на горе и окружен маленькими кладбищами разных эпох.
«Всматриваясь в этот уютный пейзаж, легко забыть, что этот маленький и живописный монастырь находится в часе езды от линии соприкосновения с Азербайджаном – милитаризованной зоны, где выстрелы и тревожные известия все еще являются нормой, а не исключением», – пишет автор.