«Голос Армении»: Почему судебный процесс над Арсеном Багдасаряном в Баку решили проводить за закрытыми дверями?
Газета «Голос Армении» в номере от 9 апреля пишет: «В Баку начался суд над бывшим контрактником Армии обороны Арцаха, 26 декабря прошлого года перешедшим границу с Азербайджаном. Согласно сообщению Минобороны НКР, А. Багдасарян отличался недисциплинированным поведением и, спасаясь от суда, бежал в Азербайджан. В отношении него в Карабахе возбуждено уголовное дело по нескольким статьям УК. В Баку Арсена вначале приветили и по порочной привычке нарушать международные конвенции использовали в пропагандистских целях, а затем вдруг решили объявить разведчиком, повесили на него кучу всяких обвинений и передали дело в суд.
Креативностью бакинские пропагандисты, надо отметить, никогда не блистали, традиционно отличаясь рассчитанной на собственную зомбированную публику топорной примитивностью. Однако на сей раз они настолько заврались, что даже местная аудитория вполне способна усомниться в натуральности той лапши, что безоглядно вешают ей на всеядные уши. Потому что за три с небольшим месяца, что Багдасарян провел в плену, он успел по воле азербайджанских пропагандистов побывать в статусе и добровольно перешедшего границу, и желающего уехать в третью страну, и жаждущего принять азербайджанское гражданство... Пока, наконец, в Баку не вспомнили о своих диверсантах, осужденных в Степанакерте, и решили ответить тем же. А поскольку всем и всеми, согласно сообщениям бакинских СМИ, довольный и ни на что не жалующийся перебежчик никак не тянул на роль подсудимого, его срочно переквалифицировали в члена разведывательно-диверсионной группы, инкриминировали несколько уголовных статей и передали дело в суд. Для полноты "ответа" обеспечили адвокатом. К сожалению, не сообщается, насколько теперь Багдасарян доволен своим пребыванием в Баку.
Все вышесказанное легко подтверждается азербайджанскими же источниками. Так, 12 января были опубликованы заявления посетивших пленного азербайджанских правозащитников о том, что Багдасарян "возвращаться в Армению не желает, просит передать его третьей стороне (http://m.haqqin.az/news/37231). Спустя ровно месяц, 11 февраля, тот же источник со ссылкой на одного из тех же правозащитников сообщил, что "пленный рассказал о том, как тяжело жить в Армении, и изъявил желание принять гражданство Азербайджана" (http://haqqin.az/news/39263). Однако не прошло и одного месяца, как следствие выяснило про Багдасаряна поистине страшные вещи: оказывается, "он пересек линию соприкосновения и провел работу по минированию территории". В итоге против него выдвинули обвинения сразу по нескольким статьям, в том числе "попытке умышленного убийства группой лиц", "разрушении или повреждении предприятий, сооружений, путей сообщения, средств сообщения и связи, объектов жизнеобеспечения населения в целях подрыва обороноспособности и экономической безопасности Азербайджанской Республики, а равно массовом отравлении или распространении среди людей и животных инфекционных заболеваний".
И вот 7 апреля СМИ сообщили, что в Гянджинском суде по тяжким преступлениям состоялось "подготовительное заседание по уголовному делу армянского разведчика Багдасаряна Арсена". Гособвинитель Анар Миркишиев заявил, что во время следствия не было допущено никаких правонарушений (в бакинских судах иначе, как известно, не бывает). Обвиняемый сообщил, что не имеет никаких претензий (попробовал бы он выдвинуть таковые). Судебное заседание назначено на 13 апреля. При этом в сообщениях СМИ пространно повествуется о разведывательно-диверсионной группе, которая была обнаружена и обезврежена благодаря "бдительности азербайджанских подразделений". Куда при такой выдающейся бдительности дели остальных "членов группы" - подразделения скромно молчат. Зато заявлено, что судебное заседание будет закрытым.
Невооруженным глазом видно, что в отчаянной надежде во всем уподобиться военным и судебным инстанциям НКР, в Баку вознамерились устроить суд в ответ на состоявшийся в Степанакерте процесс в отношении азербайджанских диверсантов Гулиева и Аскерова. Слепо копируется буквально все - вплоть до визитов правозащитников (напомним, что в первый день суда в НКР диверсантов посетила группа представителей общественной организации "Против правового произвола"). Послушно повторены почти все вменяемые статьи, за одним исключением: видимо, осознав смехотворность собственного обезьянничания, в Баку напрягли воображение и впаяли Багдасаряну еще и "отравление животных".
Не помогло: карикатурность бакинского "ответа" проявилась уже на подготовительном заседании. И прежде всего - важнейшим отличием: судебный процесс в Степанакерте проходил открыто, в том числе для прессы и правозащитников. Международные наблюдатели имели все возможности присутствовать и мониторить весь ход слушаний и соблюдение прав подсудимых. Карабахским правоохранителям нечего было скрывать, ибо все доказательства преступлений были налицо. В том числе две жертвы совершенных диверсантами убийств. Сфабрикованность дела Багдасаряна настолько очевидна, что благоразумно решили на всякий случай воздержаться от присутствия "посторонних", даже своих.
В этих условиях армянская сторона может – и должна! - потребовать от международных правозащитных организаций, а также Международного Комитета Красного Креста, ОБСЕ и стран - сопредседателей Минской группы обеспечить независимый мониторинг судебного процесса. Присутствие хотя бы одного независимого наблюдателя выявит не только искусственность состряпанного против Багдасаряна дела, но и пропагандистскую подоплеку устроенного в Баку фарса, очевидность которого была бы попросту смешной, если бы речь не шла о судьбе человека. Потребовать этого можно не только официально, но и на уровне общественных организаций.
Что ни говори, а самое время предложить Баку сделать "гуманитарный жест" в виде присутствия наблюдателей на судебном процессе, устроенном против представителя вражеского государства в условиях фактически военной ситуации. Какие еще основания нужны посредникам (ау, Нуланд, что-то давно вас не слышно!) для того, чтобы выполнить в том числе собственную гуманитарную функцию, находящуюся на сей раз в полном соответствии с международными нормами? В конце концов, если в Баку убеждены в своей правоте и вине Багдасаряна, им нечего бояться, а значит, они не будут препятствовать присутствию наблюдателей. А вот если откажутся... Это уже будет, как говорится, совсем другая история, но на ту же, исконно азербайджанскую тему».