Аргентинское издание: Азербайджан держит беженцев в палаточных городках, а армянские беженцы из Баку давно интегрированы
По приглашению аргентинского филиала Комитета столетия Геноцида армян представитель аргентинского издания «PERFIL» посетил Армению и Нагорно-Карабахскую Республику. Впечатлениями Сантиаго Фаррел поделился в статье под заголовком «Нагорный Карабах – первый раскол Советского Союза».
Автор пишет, что к концу 80-х годов, во время руководства президента СССР Михаила Горбачева стало выявляться множество этнических, территориальных и прочих конфликтов, которые советский режим подавлял в течение 70 лет. Первым местом, где вспыхнул этот конфликт, стал Нагорный Карабах – отдаленный армянский анклав в Азербайджане. Аннексированный в 1921 году в пользу Азербайджана «одним росчерком пера» лидеров-большевиков из Москвы, Нагорный Карабах (для армян – Арцах) имел преимущественно армянское население и очень важное символическое значение, ведь там находятся древние монастыри этого народа, ставшего первой христианской страной в 301 году. «Для армян Нагорный Карабах, как Иерусалим для евреев или Мекка для мусульман», – сказал президент республики Бако Саакян.
Автор отмечает, что согласно армянским историкам, территория была передана Азербайджану, так как Ленин и Сталин хотели провести революцию также в соседней Турции – наследнице Османской империи, а азербайджанцы являются тюркским народом. «Действительно, это был первый конфликт, вспыхнувший в ходе Перестройки и Гласности, несмотря на призывы армянского населения о желании воссоединяться с Республикой Армения. И при различных случаях Верховный Совет СССР рассматривал этот вопрос», – отметил аргентинский политолог Марио Налпатиан.
Однако, как подчеркивает автор, этот конфликт становится более понятным, когда рассматривается в контексте армяно-турецкого противостояния в связи с Геноцидом армян, имевшим место 100 лет назад. Война между Арменией и Азербайджаном вспыхнула в 1991 году и продолжалась до 1994 года, став причиной гибели как минимум 30.000 человек, согласно данным различных источников. Война не закончилась мирным договором: действует только режим прекращения огня, который регулярно нарушается, становясь причиной гибели до 30 человек в год, согласно данным министра обороны НКР Мовсеса Акопяна.
Министр обороны М. Акопян также подчеркнул, что республика полагается на свою армию, в которой служат юноши два года. А президент НКР Бако Саакян добавил, что с 1994 года Нагорный Карабах нацелен на построение демократического государства, в котором уже несколько раз проводились выборы. Он также добавил, что в последние десять лет темп роста экономики страны составляет 10% в год.
Вместе с установлением мира, сложная проблема беженцев также остается нерешенной: президент Саакян выражает свое сожаление относительно того, что Азербайджан все еще держит своих беженцев в палаточных городках, в то время, как армяне, выселенные из Баку были интегрированы в Карабахе. Еще одна тема, беспокоящая Карабах и Армению: продажа оружия России Азербайджану в течение последних нескольких лет.
« Ни в коем случае Геноцид не повторится. У Армении своя армия, а у нас в Нагорном Карабахе – есть наша армия», – заявил министр обороны Мовсес Акопяан, одетый в военную форму, добавив, что армяне больше не станут жертвами погромов и резни, которые пережили на протяжении века, самым масштабным проявлением которых было в 1915 году в Османской Империи.
«Это открыло рану, которая все еще не зажила», – пишет автор и цитирует президента Армении Сержа Саргсяна, который подчеркнул, что Геноцид армян еще не закончился и пока Турция не признает свою ответственность за него, Геноцид будет продолжаться.
Фаррел пишет, что 100-летие Геноцида по меньшей мере 1.5 миллиона армян (треть всего населения армян, проживавших в Османской Империи), будет сопровождаться широкомасштабными мероприятиями. Главная церемония, в которой, помимо других, примут участие президент России Владимир Путин и президент Франции Франсуа Олланд, состоится 24 апреля – в день ареста известных представителей армянской интеллигенции в Стамбуле, чему последовала насильственная депортация и убийства армян, продолжавшиеся до 1923 года.
Автор цитирует президента Армении Сержа Саргсяна, который отметил, что непризнание Геноцид армян остается нерешенным вопросом и является опасным прецедентом, которому последовали Холокост, геноцид в Руанде и Камбодже, а глава администрации президента Армении Виген Саргсян напомнил известную фразу Гитлера, который в 1939 году после вторжения в Польшу, приказал своим подчиненным проявлять как можно больше жестокости по отношению к мирным жителям, даже женщинам и детям и в связи с этим заявил: «А кто сегодня помнит про Геноцид армян?».
В своей статье Фаррел также рассказывает об известном армяно-аргентинском бизнесмене Эдуардо Эрнекяне, который подарил школам Нагорного Карабаха новое компьютерное оборудование. Эрнекян также известен своей финансовой поддержкой Нагорного Карабаха.
Спустя несколько дней после публикации этой статьи на сайте издании «PERFIL» была опубликована ответная статья посла Азербайджана в Аргентине – Мамеда Ахмедзаде, который заявил, что поездка журналиста Сантиаго Фаррел в Нагорный Карабах незаконна, так как он должен был согласовывать ее с Азербайджаном, и заявил о включении аргентинского журналиста в «черный список» МИД Азербайджана.
Материалы по теме:
Телеканал BBC рассказал о жизни армян в НКР в условиях постоянных угроз со стороны Азербайджана
The New York Times: Нагорным Карабахом нужно восхищаться, а не вести войну