«Голос Армении»: Альтернативы Анн Брассер. Останется ли в повестке название и автор доклада ПАСЕ по Нагорному Карабаху?
Газета «Голос Армении» в номере от 18 апреля пишет: «Отдадим должное Парламентской ассамблее Совета Европы: на сей раз в Страсбурге прислушались к общественному мнению, а также официальной позиции обоих армянских государств и решили отреагировать. В Ереван была срочно делегирована не кто иной, как председатель ПАСЕ Анн Брассер. Забросив все свои важные дела, она примчалась в Армению, дабы решить значимую для ассамблеи задачу: уговорить армянскую сторону участвовать в выполнении азербайджанского заказа. А именно: согласиться на доклад, одно название которого резко пахнет икрой, а также на докладчика, давно использующего нефть в качестве самых дорогих духов. Так сказать, алиев-парфюм.
Напомним бэкграунд вояжа мадам Брассер. ПАСЕ, последовательно выказывающая тенденцию превращения в подотдел администрации президента Азербайджана, в октябре прошлого года решила внести свою лепту в урегулирование карабахского вопроса, не имея на то мандата. Просто из Баку подкинули крайне соблазнительную идею, которая решала все вопросы одновременно, с учетом даже личных нужд вовлеченных в нее евродепутатов. Во-первых, давала ПАСЕ шанс прикинуться озабоченной напряжением в странах-членах и тем самым оправдать собственное бездействие в вопросе массовых нарушений прав человека в Азербайджане. Да-да, весь правозащитный мир стоит на ушах и без конца посылает тревожные сигналы, а СЕ - если кто забыл, называющий себя "совестью Европы", - старательно молчит. Стесняется, смущается, порой вспоминая о "совести", что-то робко мямлит, но - молчит.
Во-вторых, эта блестящая инициатива решала все проблемы самого Баку, предоставляя возможность занять евродепутатов игрой в "урегулирование", да еще и по азербайджанскому рецепту, тем самым отвлекая их "совесть" от внутренних проблем этой страны, в том числе - политзаключенных. В самом деле, с чего бы это Совету Европы заниматься политзаключенными в Азербайджане, где, по оценке международных организаций, их в два раза больше, чем в России и Беларуси вместе взятых, когда на "оккупированных территориях" растет напряжение и срочно надо вмешаться! В-третьих, Азербайджан по традиции сделал слишком личные заманчивые предложения, чтобы руководство ПАСЕ и сам докладчик нашли в себе силы отказаться от него. Дабы нас не упрекнули в нарушении презумпции невиновности, отметим очевидность того факта, что название еще не существующего доклада слово в слово взято из азерпроповских агиток. У кого-то есть иное объяснение этому странному совпадению, нежели уверенность в том, что, выдвигая данную инициативу, Баку изначально ставил собственные условия руководству ПАСЕ? И главными из этих условий были название и автор. А именно: "Эскалация насилия в Нагорном Карабахе и на других оккупированных территориях Азербайджана". А в качестве докладчика в администрации президента Азербайджана ткнули пальчиком в своего старинного дружка - Роберта Уолтера, не раз выполнявшего для алиевского режима разные поручения деликатно-антидемократического свойства.
В ПАСЕ радостно согласились с предложением представителей президента, которого в мире обзывают не иначе как диктатором, хищником прессы, авторитарным правителем и прочими эпитетами, не совсем, скажем так, укладывающимися в генеральную линию ассамблеи. Но не учили одного: это предложение будет категорически неприемлемым для Еревана и Степанакерта. Уж не знаю, на что рассчитывали в Страсбурге, но после отказа делегации НС РА сотрудничать в рамках подготовки доклада и после града критики в армянских СМИ Брассер и была командирована в Ереван с особой миссией: уговорить армян принять Уолтера в Ереване и, возможно, Степанакерте и тем самым легализовать пасквиль азербайджанского лоббиста. Что, кстати, доказывает, насколько далеки в ПАСЕ от реалий конфликта.
Мадам Анн приехала и попыталась уверить армянскую сторону в том, что, дескать, доклад не станет вмешательством в деятельность Минской группы и вообще ассамблея ставит целью "содействие поиску решений". На заданный в ходе пресс-конференции вопрос - каким образом доклад с изначально провокационным названием может содействовать поиску решений, Брассер отвечать, как ни странно, отказалась. То ли инструкции на сей счет забыла получить из Баку, то ли демократическая совесть не позволила-таки честной мадам соврать. На встрече с президентом РА руководителя ассамблеи тактично призвали "воздержаться в рамках ПАСЕ от инициатив, выступлений и резолюций, содержащих вражду и провокационные обвинения". И уж вовсе огорошило миссионершу встречное предложение армянских депутатов: отправиться в Арцах на выборы и промониторить соблюдение карабахцами демократических норм. Не думаем, что Анн Брассер примет это предложение, потому как в последние годы демократия и права человека не особо интересуют эту организацию.
О чем, в конце концов, договорилась председатель ПАСЕ с армянской стороной - остается только гадать, хотя тональность сообщений в прессе не оставляет сомнений в жесткости и однозначности позиции Армении. Непонятно также, смогла ли гостья добиться согласия коллег из НС РА "активно содействовать процессу подготовки доклада", поскольку "сбалансированную позицию возможно обеспечить лишь при диалоге всех сторон". Со вторым пунктом мы полностью согласны, посему видим всего одну возможность обеспечить таковую позицию: отказаться от навязанного Азербайджаном названия доклада и докладчика. А еще лучше - отказаться от самой идеи подготовки доклада по Карабаху. И заняться своим делом в рамках мандата и изначального предназначения ПАСЕ.
Таким образом, альтернатива у мадам Брассер и руководимой ею структуры все-таки остается. И не только в данном вопросе, но и в главной проблеме ПАСЕ последних лет - коррупции, в которой ассамблея уже погрязла по горло, оказавшись не в силах противостоять грязным соблазнам турецко-азербайджанского тандема. Просто в вопросе Карабаха эта проблема, начиная с 2005 года, проявляется настолько выпукло и вызывающе, что ПАСЕ может и начать именно отсюда. Все остальные варианты станут очередными гвоздями в гроб "демократической совести Европы" и отдельно взятых ее представителей как носителей европейских ценностей. Ждать осталось недолго - визит Роберта Уолтера предварительно был запланирован на май».