Спикер парламента Армении: Турция постепенно подходит к черте, после которой наступает Нюрнбергский процесс
На сегодня все еще существуют государства, в психологии и поведении которых ненависть превалирует над толерантностью, резня – над самым главным правом человека – жить, пока в современном мире не затихают насилие и применение силы, пока рушатся семьи, тему геноцида необходимо считать актуальной при формировании политической и морально-нравственной повестки дня. Об этом в своем выступлении на проходящем в Ереване глобальном форуме «Против преступления геноцида» заявил спикер парламента Армении Галуст Саакян.
Отметим, глобальный форум «Против преступления геноцида» стартовал в армянской столице накануне, 22 апреля, в рамках мероприятий, приуроченных к 100-й годовщине Геноцида армян. В двухдневном форуме принимают участие порядка 600 человек из около 50 стран – политические и общественные деятели, представители духовенства, журналисты, редакторы центральных СМИ. Сегодня, 23 апреля, во второй день работы форума, проходит пленарное заседание «Парламентарии против геноцида».
Как передает пресс-служба Национального Собрания РА, Г. Саакян в своем выступлении отметил: «Более 100 лет тому назад, в конце XIX века, затаив в своей душе и мыслях ненависть, вернее армянофобию, османские власти инициировали политику истребления армян, лишения их родины и имущества, трагической кульминацией чего стало злодеяние начала ХХ века – Геноцид армян 1915 года. Это был целенаправленный удар по корням и плодам, росткам и созревшему урожаю живущего в своей исторической колыбели народа, а конечной целью было полностью стереть армянский след не только с географической, но и с исторической арены. Однако благодаря нашему гену, стойкости, решимости жить и пережить мы сумели сохранить наши корни и не только не потерять свой след, но и еще крепче встать на земле и жить, созидать – помня, требуя, никогда не отступать от перспективы потерянной родины».
«Ксенофобия Османской империи столь помутила сознание тогдашних властей, что армянофобия переросла в обширную ксенофобию. Масштабы геноцида расширились, дойдя до реально живущих на собственных территориях других народов – греков, ассирийцев и др.
Первый геноцид ХХ века, осуществленный против армян, был преступлением против человечества, но он произошел на глазах этого же человечества, всевидящих, и, к сожалению, в то же время вседозволяющих глаз, человечества, которое до сих пор несет боль геноцида, не будучи застрахованным от новых геноцидов. Вместе с ростом международных отзвуков и действий по признанию и осуждению факта Геноцида армян, следует констатировать, что борьба с явлением геноцида пока не столь эффективна, так как политика продолжает доминировать над цивилизацией, политический интерес – над нравственным интересом, отрицание – над покаянием.
Между тем ценностная система, которую исповедует прогрессивное человечество и которой не хочет достичь Турция со своим преступным историческим и моральным грузом прошлого и настоящего, не пропагандирует насилия и убийства, посягательства на жизнь и родину. Политика отрицания геноцида означает новый геноцид, новое насилие, означает войну и человеческие потери, означает, что, как говорил шекспировский Гамлет, “Время сорвалось с петель”. И в этих условиях у парламентов действительно немало дел в исправлении всего этого, возвращении лица, которые иные потеряли 100 лет назад своим молчанием в отношении Геноцида армян, в осуждении преступника, осуществившего Геноцид армян, который, к сожалению, в дальнейшем стал преступным прецедентом во время Второй Мировой войны, и сегодня, когда казалось бы, человечество должно было стать более цивилизованным.
На сегодня факт Геноцида армян приняли и признали множество стран, и в этом процессе основную и стержневую роль выполнили и выполняют именно парламенты. В нескольких странах – Швейцарии, Словакии, Греции, Кипре – парламенты приняли соответствующие правовые акты по криминализации отрицания Геноцида армян, что означает новый уровень осуждения геноцида, борьбы с геноцидом, более глубокое восприятие факта и явления геноцида и более высокое чувство ответственности за будущее человечества. В то же время это означает, что знаменосец явления геноцида и его отрицания Турция постепенно подходит к черте, после которой наступает или Нюрнбергский процесс, или покаяние. В Нюрнберге суд был справедливым, приговор – приемлемым настолько, что Нюрнбергский процесс называют также судом истории. Между тем, всего за тридцать лет до Нюрнберга и всего того, в чем обвиняются нацисты, под взглядом того же человечества и истории произошло несравненно более жестокое злодеяние против человечества – Геноцид армян, который по сей день ждет своего справедливого суда.
Несколько лет тому назад президент Армении Серж Саргсян в Дейр-эз-Зоре – в месте, где в 1915 г. вследствие Геноцида лишились жизни многие армяне, поднял вопрос, до сих пор адресованный многим: “Когда и где будет Нюрнберг армян?”.
Это не риторический вопрос, и 100-я годовщина Геноцида армян более чем когда-либо требует ответа, практического ответа, ответа и покаяния прежде всего от Турции, признания и осуждения – от международного сообщества, иначе...
Доказательством “иначе” было то, что имело место в том же Дейр-эз-Зоре, когда руины церкви Сурб Наатакац стали свидетелями иного проявления геноцида – была взорвана армянская церковь Сурб Наатакац. Свидетельством “иначе” являются геноциды, которые, хотя и с существенной разницей во времени, последовали за Геноцидом армян.
Если ответ Турции – преступное молчание, молчание преступника, молчание пособника преступления – в виде отрицания, то цивилизованный мир, тот мир, от которого Турция пока держится в стороне, не имеет права молчать, тем самым невольно оказываясь в роли одобряющего отрицание.
Уважаемые друзья, я уверен, что все вы против отрицания, геноцидов и любых проявлений насилия. Парламент – площадка, где можно более свободно и непринужденно высказать то, о чем думают политический деятель, получивший возможность посредством выборов представлять лицо государства гражданин – независимо от национальности и страны. Пользуясь случаем, хочу особо поблагодарить не только тех своих коллег, чьи страны также с их непосредственной помощью признали и осудили Геноцид армян, приняли криминализирующие отрицание геноцида законы, но и призвать все парламенты мира развернуть практическую борьбу против явления геноцида, криминализировать отрицание, тем самым подвигая к обязательному покаянию страну, у которой нет воли и мужества прямо смотреть правде в глаза. Это веление времени, общечеловеческих ценностей, нравственности, которые по крайней мере 100 лет висят в воздухе.
На днях Папа Римский Франциск Первый не только всему христианскому миру, но и всему человечеству возвестил о Геноциде армян, по сути, по-своему подытожив действия и усилия против геноцидов, руководствуясь именно общечеловеческими ценностями. В своем достойном и имеющем решающее влияние на отрицание геноцида слове он заложил основу того храма справедливости и истины, где покаяться необходимо всем тем, кто, отрицая Геноцид армян, посредством пропаганды нетерпимости и насилия ставят себя вне процесса предупреждения геноцидов.
История Геноцида армян не только черная страница в истории нашего народа и всего человечества, но и учебник для человечества, учебник о том, что было и чего не должно быть, что такое ксенофобия и каковы ее последствия, каким может быть и каким не должен быть человек. Это учебник с черными страницами, но в нем есть и белые страницы, которые современное человечество само должно заполнить – борьбой с геноцидами и их отрицанием. Эти страницы должны быть заполнены так, чтобы больше никогда не было бы подобных черных книг, должны быть заполнены в память миллионов подвергшихся геноциду и лишенных родины армян, в память греков и ассирийцев, в память жертв Холокоста, Камбоджи, Руанды, Дарфура, в память прерванных человеческих жизней, разрушенных поселений, исковерканных», – сказал в своей речи Г. Саакян.
Материалы по теме:
Президент Армении: Организаторам Геноцида армян не удалось добиться желаемой цели
Католикос Гарегин II: Геноцид армян должен получить всеобщее признание и справедливую оценку