Очевидцы и пострадавшие от операции «Кольцо» о зверствах азербайджанского ОМОНа
Сайт «Karabakhrecords.info» продолжает публиковать свидетельства и документы относительно операции «Кольцо» весной-летом 1991 года, в ходе которой население около 30 армянских сел Арцаха подверглось террористическим действиям, насилию и было депортировано из родных мест силами азербайджанского ОМОНа.
Материалы протоколов допросов свидетелей операции «Кольцо», опубликованные в газете «Демократическая Россия», N 13, 1991 года под авторством российской журналистки, правозащитницы и общественного деятеля Лидии Графовой.
Публикуем страницы протоколов допроса свидетелей, переживших ад насильственной депортации из армянских сел…
Мартирос Овсепян, 1934 года рождения, житель села Мартунашен:
… 28 или 29 апреля, точно не помню, жена взволнованная пришла домой и рассказала, что надо убегать из села и скрываться в лесу, это тайком посоветовали русские военные – “а то вам плохо будет”… На следующий день, проснувшись, мы увидели, что в селе нет русских солдат, которые до тех пор охраняли нас от нападений.
… Мы увидели, что на холме, в двухстах метрах от нашего дома, стоят семь танков, а дула направлены на село… Немного погодя началась стрельба из пушек и автоматов… Горели дома, крыши взлетали в воздух… В небе появились вертолеты и тоже стреляли по селу. И так около двух часов. После прекращения огня мы узнали, что пятеро наших односельчан убиты… Трупы Оганеса Оганесяна и Амира (Шамир – ред.) Алкамяна были раздавлены танками…
Эмилия Парашян, 1948 года рождения, учительница села Геташен:
30 апреля… в квартиру ворвались люди в военной форме и потребовали документы. Дома были моя семидесятилетняя мать и тринадцатилетний сын… Железной частью ружья мне наносили удары в голову, требуя подписать документ, что моя семья желает добровольно покинуть село… Омоновцы тем временем перевернули все в квартире, избили мою мать, а сына схватили за горло… Он плюнул мне в лицо и сказал: “Ваше место Ереван, убирайтесь туда, а это не ваша земля”. Меня повели в гараж совхоза, где на полу лежали избитые и раненые 29 мужчин нашего села, в их числе и мой муж… Потом увидели… что наш дом полностью превратился в пепел…
Лаура Аванесян, село Аракюл Гадрутского района, 13 мая:
… Мать пыталась успокоить ребенка, но омоновцы схватили ее, и, угрожая убить ребенка, хотели изнасиловать. Лаура заявила им, что двадцать лет жила в России и знакома с высокими должностными лицами. После этих слов ее отпустили.
15 мая: село Ехцаог Шушинского района:
Около двадцати омоновцев ворвались в дом Амаяка Габриеляна, избили его сына, украли 1 500 рублей, кольца жены и взяли обоих мужчин в заложники. После вернулись в дом, избили его жену и пятнадцатилетнюю дочь, на которой разорвали одежду и воткнули палку во влагалище.
15 мая: село Мец-шен Шушинского района:
Шестеро омоновцев ворвались в дом Анушавана Григоряна (1952 года рождения), где находились его беременная жена и племянницы 15 и 16 лет. Когда омоновцы пытались в подвале изнасиловать беременную женщину и несовершеннолетних девушек, Григорян, отец троих детей, бросился на помощь, но тут же был убит несколькими выстрелами…
Из письма президенту СССР М. Горбачеву от жительницы села Джраберд (Джилан) Гадрутского района Такуи Саркисян (записано с ее слов под диктовку):
Мне 104 года. В селе Хцаберд родились мои предки и четверо моих сыновей. Они воевали на фронте. И вот вдруг средь бела дня в мой дом ворвалась толпа… Ломали и крушили все… Когда я сказала, что хоть убейте меня, а из своего дома я не уйду, азербайджанский милиционер ударил меня ногой в грудь. Я упала. Но когда они набросились на моего сына и невестку, я сказала, что уйду, только не убивайте их.
Бог наказал меня тем, что в мои годы я не ослепла, видела то, что не должен видеть человек… Нас, полураздетых, долго везли на машинах и буквально выбросили в чистом поле, как выбрасывают дрова. Среди нас был ребенок нескольких дней от роду. Избитый старик Эдик Алексанян умер в дороге.
…Итак, я лишилась всего, лишилась дома, из которого ни разу не уезжала за свои 104 года… Я ни о чем не прошу, хочу одного – дайте мне право умереть в своем доме».
Отметим, что Лидия Графова является председателем Исполкома Международного общественного движения содействия мигрантам и их объединениям, главным редактором независимого журнала «Миграция — XXI век», членом Правительственной комиссии РФ по миграционной политике и членом Общественного Совета при ФМС России. Лауреат премии « Золотое перо России».
Материалы по теме: