Азербайджан хотел захвата Арцаха – овладеть Карабахом без армян. Интервью с очевидцем операции «Кольцо», врачом Г. Григоряном
Представляем интервью Panorama.am с участником Карабахской войны, заведующим хирургическим отделением Масисской больницы Геворком Григоряном.
– Вы непосредственно являетесь очевидцем операции «Кольцо», видели ситуацию в Геташене своими глазами. Поделитесь воспоминаниями о тех событиях, что там происходило на самом деле?
– Там были имена и фамилии тех участников самообороны села, которых хотели захватить «охраняющие закон». В селе начали верховодить азербайджанские боевики. Они, пользуясь вседозволенностью советских войск, беспрепятственно мародерствовали, уносили практически все: имущество, деньги, машины, домашних животных, ювелирные изделия. Так продолжалось несколько дней, село постепенно опустошалось, все старались держаться в домах ближе к центру, часто несколько семей вместе. Моральное состояние людей было критическим, повсюду – плач детей, возгласы женщин. У многих жителей из-за нервных срывов сердечные приступы и невротические судороги. Врачи бегали от одного дома к другому, стараясь помочь по мере возможности.
Журналист Вардан Ованнисян подвергся избиению, я забинтовал его. Он, наивно подумав, что как раненый житель села имеет право беспрепятственно сесть в вертолет и улететь из Геташена, подошел к ждавшим своей очереди жителям, однако его уже заметили азербайджанцы и намеревались «встретить». Вардан вернулся в село, где его арестовали 6 мая.
Жители брали с собой все, что могли унести и шли к летной площадке. Я отвозил беспомощных к вертолету на своей машине. 7 мая село почти опустело, некоторые жители села поджигали свои дома, чтобы азербайджанцы не смогли осквернить их, та же участь ждала и больницу. Позиция военных была просто омерзительной, они толкались и оскорбляли людей, вели себя как оккупанты.
– Зачем еще советскому Азербайджану необходима была депортация армянского населения из их исторических мест проживания?
– Советский Союз был на самом деле построен на искусственной основе, где пытались объединить народы, имеющие различную культуру, религию, национальные традиции, язык. Политика Азербайджана в Карабахе и Нахичеване не только не была проармянской, но и отличалась исключительной антиармянской сущностью, так как назначения на высокие должности распределялись из Баку, дороги, которые вели в армянские села, шли по азербайджанским селам, в школах были ограничения на преподавание армянских предметов. В целом создавалась такая атмосфера, чтобы армянин думал только о том, как зарабатывать себе на жизнь, и не осмеливался думать о национальном возрождении. Следует сказать, что этому способствовало также решение Сталина, который взял и подарил Карабах Азербайджану, а депортация армянского населения была тем, о чем всегда мечтали и к чему стремились сторонники Великого Турана. Армянские погромы в Сумгаите, царившая вседозволенность окончательно дали свободу азербайджанцам, и они попытались полностью овладеть Карабахом, Карабахом – без армян.
– Азербайджанская сторона часто спекулирует темой операции по деарменизации карабахских сел, дезинформируя общественность и называя эти события «борьбой с вооруженными бандотрядами». Однако вы, будучи простым врачом, были захвачены в плен азербайджанским ОМОНом, как это произошло?
– Саркис Акопкёхвян, который долгое время был главным врачом больницы Геташена, Валерий Хачатрян и я были арестованы русским военным, когда садились в вертолет, и он сдал нас азербайджанцам. Каждый армянин, который не имел карабахской регистрации, рассматривался как нарушитель паспортного режима со всеми вытекающими последствиями. Все карабахские армяне представлялись как боевики, которых следует уничтожать без суда и следствия. Даже простой врач из Геташена не мог спокойно передвигаться по селу, не говоря уже о нас – приезжих из Еревана. Нас арестовали и посадили в тюрьму Гянджы, и отпустили только после вмешательства международных организаций, которые протестовали против незаконного лишения свободы врачей.
– Также часто азербайджанская пропаганда пытается отмежеваться от операции «Кольцо», перекидывая ответственность на действия советской централизованной власти. Так ли это на самом деле?
– Несмотря на то, что власти Азербайджана всеми силами стараются откреститься от операции «Кольцо», всем ясно, что автор этой чудовищней идеи был из их среды. Депортация армянского населения исходила из их интересов, и они пытались создать впечатление, что все это осуществляла «рука Москвы». Сказать о тех событиях двумя словами, конечно, невозможно. Я снова приехал в Геташен 3 марта 1991 года. Тогда село было в полной блокаде, даже советским вертолетам запретили делать посадку на этой территории.
Операция «Кольцо» достигла своего пика 30 апреля, когда советские войска с помощью танков и вертолетов напали на Геташен. За ними шли ОМОНовцы, целью которых был грабеж и насилие. Операцией руководил полковник Машков. Представляю все это со слов очевидцев, а я, оказавшись в Геташене, уже видел обреченное село без армян. Часть собравшихся в центре жителей была из Мартунашена, который уже был опустошен и сожжен. Перед нами стоял один танк, который, наверное, имел целью напугать жителей, которые уже были в ужасе, в ожидании новостей, как будто ждали чуда, надеясь, что можно будет остаться в Геташене. Однако все уже было решено в Москве: армянское население должно было быть депортировано, а село должно было достаться азербайджанцам. В верхней части Геташена приземлялись военные вертолеты, перевозившие жителей в Степанакерт. Взлетная площадка была окружена военными, кругом бегали азербайджанские ОМОНовцы, работники милиции, прокуратуры, со списками в руках.