Эксперт: В Азербайджане продолжает падать внутреннее производство, а правительство сидит сложа руки
В связи с большими валютными поступлениями от продажи энергоресурсов в Азербайджане теряется резонность внутреннего производства. Доля нефтяного и газового сектора в экспорте Азербайджана составляет 95%, несмотря на заявления властей страны о баснословном развитии ненефтяного сектора. Об этом в интервью азербайджанскому новостному порталу «Минвал.аз» заявил азербайджанский эксперт-экономист Натиг Джафарлы.
Касаясь заявления Ильхама Алиева на заседании Совета управляющих Азиатского банка о том, что Азербайджану удалось избежать «голландского синдрома», Джафарлы напомнил, что в классическом понимании «голландская болезнь» означает приостановление производства местных товаров в силу нерентабельности, укрепления национальной валюты и поступления в страну больших денег от продажи ресурсов, что и произошло в Азербайджане. По словам эксперта, в стране продолжает падать производство местных товаров. Существуют сферы, в которых Азербайджан полностью зависим от импорта: бытовое оборудование, одежда, электротехника. А в таких сферах, как продовольственное производство, Азербайджан зависим на половину от импорта.
«Но тут также не все просто. Во всех маркетах продается упакованный в Азербайджане чай. Но всем понятно, что у нас в стране в таких объемах чай не выращивается. То есть в определенной мере мы зависимы от импорта иностранного чая. То же самое касается молочных продуктов. Сухое молоко завозится в страну из Голландии, Турции, Украины», – констатирует азербайджанский эксперт.
По словам Джафарлы, азербайджанское правительство не предпринимает никаких шагов, которые помогли бы стране наладить внутреннее производство. Необходимы программы, налоговые льготы, производственные кредиты по низким процентам. Одним ослаблением национальной валюты добиться импортозамещения практически невозможно. Россия полтора года пытается сделать это, но все тщетно. И российские власти открыто признают, что для реализации этого необходимы годы. «Правительство сидит сложа руки, а это сильно пугает. Сейчас самое время провести реформы и перейти на развитие ненефтяного сектора экономики», – считает эксперт.
Джафарлы также прогнозирует падение цен на нефть до $30–25, кроме того, факторы, способствующие понижению цен на нефть, еще больше усилились. К примеру, Саудовская Аравия, Россия, США стали добывать больше нефти, чем в прошлом году. Помимо этого, замедлился экономический рост Китая. Он опустился за последние несколько лет на самый низкий уровень – меньше 49%. По сути, рынок должен был отреагировать на это тотальным падением цен на нефть.
«До того, как Иран выйдет на рынок нефти, многие компании, трейдеры, биржевые агенты будут играть на повышении цен на «черное золото». Все понимают, что это приведет к падению цен на нефть автоматически на 10–15 долларов, это дополнительные полтора – два млн. баррелей, а нефтяной рынок и так перенасыщен предложениями», – считает азербайджанский эксперт.
Материалы по теме:
В важнейших отраслях экономики Азербайджана зарегистрирован регресс
«Туран»: Экономика Азербайджана рушится, миллионы людей потеряли покупательную способность на 30%
«Туран»: Правительство Азербайджана довело экономику страны до кризиса