Эксперт: Обама боится стать настоящим «лузером», США заручаются поддержкой Путина по Ирану и Сирии в обмен на Крым
Эксперт Владимир Алексеев анализирует недавний визит госсекретаря США Джона Керри в Сочи для переговоров с главой МИД России Сергеем Лавровым и беседы с президентом РФ Владимиром Путиным. По его словам, данный приезд до сих пор вызывает огромный интерес, порождает много вопросов, и, прежде всего – почему вдруг Вашингтон инициировал этот контакт на высшем уровне, хотя в ситуации вокруг Украины и по другим мировым вопросам ни в позиции России, ни США ничего не изменилось. Материал, опубликованный на сайте Iran.ru, приводим ниже без изменений и сокращений.
Ответ очень прост: несмотря на всю заидеологизированность и зашоренность Барака Обамы и его команды, США в целом остаются очень прагматичной страной. Для нее собственные национальные интересы и приоритеты превыше всего. И если где нужно, американцы пойдут на сотрудничество с вчерашним врагом, любым кровавым диктатором и даже с самим дьяволом. Поэтому не стоит думать, что вдруг под впечатлением быстрого сближения Москвы с Пекином и участия лидера КНР в праздновании 9 мая в Вашингтоне испугались российско-китайского союза и решили нормализовать отношения с Москвой. Все гораздо прозаичнее: США в срочном порядке нуждается в помощи России по Ирану и Сирии, где американская политика оказалась на грани краха из-за противодействия, как это ни странно, основных ее региональных союзников – Саудовской Аравии, Турции и Катара. А прийти к выборам нового американского президента с проигрышем на Ближнем Востоке Обама не может, иначе Хиллари Клинтон будет очень сложно сменить его на высшем посту США.
ИЯП и антииранские санкции
Иран был первым вопросом на ближневосточной повестке Джона Керри в Сочи. Полтора года назад Барак Обама сделал ставку на решение вопроса иранской ядерной программы (ИЯП) и нормализацию отношений с Тегераном в рамках нового курса Вашингтона на Ближнем Востоке, предполагающего «мягкий» уход из региона через отказ от участия в военных операциях и перекладывание роли регионального жандарма на главных партнеров в лице ССАГПЗ во главе с КСА. Эти партнеры в Йемене, мягко говоря, все провалили, но при этом начали жесткий прессинг на Обаму по Ирану. Дело дошло до того, что 14 мая лидеры аравийских монархий, и прежде всего король Салман, фактически нахамили президенту США, не приехав в Кэмп-Дэвид на организованный для них саммит Америка − ССАГПЗ.
Но что же нужно США от России по Ирану? Прежде всего, полное содействие на переговорах по ИЯП. Дело в том, что ситуация складывается таким образом, что к 30 июня, как к крайнему сроку, обозначенному в Лозанне, есть все шансы не успеть. А по субстантивной части, главной сути самого будущего Соглашения вообще тупик: Тегеран настаивает на незамедлительной отмене всех введенных против него санкций сразу же после подписания Соглашения по окончательному урегулированию. Вашингтон и его западные союзники настаивают на поэтапном снятии санкций по мере выполнения Ираном своих обязательств. А это затянет процесс на несколько лет, что для ИРИ категорически неприемлемо. И еще существует масса других разногласий формально технического, но на деле принципиального характера. Тут и мониторинг за выполнением реализации соглашения, и центрифуги, и возможность приостановки действия соглашения и автоматического введения новых санкции в случае его нарушения и т.д. и т.п. Для Тегерана вариант с поэтапным и частичным снятием санкций неприемлем, иначе ИРИ точно становится заложником западных интриг с участием в них Саудовской Аравии и Израиля. Кроме того, этого не поймет подавляющее большинство иранского народа, который с нетерпением ждет полного выхода страны из санкционного режима.
Очевидно, что без поддержки России и Китая Вашингтон не сможет продавить свой вариант, и тогда окончательное соглашение будет сорвано со всеми вытекающими для Обамы негативными последствиями внешнего и внутреннего плана. Он станет настоящим «лузером». Но это уже проблема администрации Обамы, а не Москвы. Ведь получается странная и совершенно глупая ситуация – Вашингтон за последние два года оказал чудовищное давление на своих партнеров и марионеток на Западе, самым грубым образом заставил их применить санкции Запада против России, и, не выступив с инициативой по их отмене, посылает в Сочи своего госсекретаря и совершенно цинично просит поддержки Москвы своей позиции на переговорах по ИЯП и другим важнейшим вопросам? Выглядит это странно, глупо и крайне высокомерно. Но таковы американцы. Они уверены, что все им должны, всё им можно. Так и не поняв, что отношение России к США в глобальном контексте после Украины изменилось самым кардинальным образом. Москва готова сотрудничать с Вашингтоном, но теперь только на равных и исключительно на прагматических условиях. Отсюда – последовавшие 14 мая злобные антироссийские выпады из Антальи, где проходил Совет НАТО. Ведь все понимают – без отмашки Вашингтона в НАТО никто там и вякнуть не посмел бы.
О поставках С-300 Ирану
Второй аспект иранского вопроса в портфеле «лгунишки Керри» – это готовность Москвы уже сейчас приступить к поставке ЗРК С-300, а возможно, и других видов оружия. А это как раз очень даже беспокоит ССАГПЗ и Израиль, которые максимально используют данный факт в «обработке» американцев. Монархии ПЗ дали знать, что могут перестать покупать американское оружие, и начали откровенно блефовать, что в принципе могут повернуться лицом к России. А Израиль пошел еще дальше, пригрозив России поставкой оружия Украине, если контракт с С-300 будет реализован. Конечно, глупее Нетаньяху не мог поступить: а если в качестве ответной меры Москва поставит арабским соседям Израиля и тому же Тегерану ПТУРСы «Корнет», которые расшибают танки «Меркава» как орехи, или же современные истребители типа СУ-30? Нашел на кого надавить израильский премьер!
В любом случае, Обаме приходится реагировать и обращаться с просьбами к Москве по поставкам вооружений ИРИ. Вот это и было поручено Джону Керри. Поскольку накануне Обама, решив поиздеваться над Москвой, заявил, что он удивлен, что С-300 еще не поставлены Ирану, поскольку этот ЗРК не является наступательным оружием. «Язык мой – враг мой», − гласит русская пословица. Вот и получилось, что визит Керри начался на фоне признания США в том, что поставки ЗРК С-300 в Иран не нарушают никаких международных обязательств, что лишь осложнило его задачу. Тем более что ранее Владимир Путин подписал указ об отмене эмбарго на поставку Тегерану С-300.
Поэтому здесь как раз и произошла заминка. «Мы убеждены, что на данном этапе необходимость в такого рода эмбарго, причем в отдельном, добровольном российском эмбарго, полностью отпала, — заявил 11 мая (за день до приезда Керри в Сочи) Сергей Лавров. − С-300 − это зенитно-ракетный комплекс, который имеет исключительно оборонительный характер, не приспособлен для целей нападения и не поставит под угрозу безопасность какого-либо государства региона, включая, конечно, Израиль». По словам Лаврова, санкции ООН никаких ограничений на поставку средств ПВО в Иран не накладывали. Кроме того, он подчеркнул, что современные системы обороны очень важны для Ирана.
В ответ, не добившись от Москвы никаких уступок, американцы стали делать различные заявления после отъезда госсекретаря. Пресс-секретарь Белого дома Джош Эрнест заявил, что США − против решения России по поводу поставок систем ПВО Ирану, и, по его словам, госсекретарь Джон Керри уже изложил эту позицию лично Сергею Лаврову. «Россия понимает, что США серьезно подходят к вопросам обеспечения безопасности своих союзников в этом регионе», − сказал Эрнст.
В Вашингтоне, наивно полагают, что эти действия Москвы могут еще больше осложнить попытки Белого дома довести до конца подписание соглашения с Ираном к 30 июня, хотя госдепартамент высказал надежду на то, что эти разногласия не нарушат переговорный процесс с Ираном, до завершения которого остается почти месяц. «Мы не думаем, что это способно подорвать единую позицию на переговорах», − сказала представитель Госдепа Мари Харф, − С учетом дестабилизирующих действий Ирана в регионе в таких странах, как Йемен и Ливан, мы не считаем, что сейчас − удачный момент для поставки ему такого рода систем», − заявила она. Харф пояснила, что возражения США по поводу поставок С-300 не связаны с ядерной проблемой, и добавила, что США и Россия на переговорах по этому вопросу сохраняли единство во мнениях, несмотря на то, что имели разногласия по другим вопросам, включая ситуацию в Сирии. Но она не стала говорить, что Керри попросил Москву воздержаться пока от поставки С-300.
В ответ замглавы внешнеполитического ведомства России Сергей Рябков сказал, что отмена санкционных мер, касающихся оружия, должна быть осуществлена как можно раньше. При этом он отметил, что на данный момент позиции России и остальных членов Совета Безопасности ООН по данному вопросу расходятся. Несмотря на разное видение ситуации, российская сторона подчёркивает, что не видит другого пути, кроме выхода из этого режима.
Сирия
Сирия стала вторым вопросом Джона Керри в ближневосточные повестки Сочи. И хотя здесь имеются большие расхождения в позициях, но и США, и России не выгодно, чтобы к власти в Дамаске пришли радикальные исламисты, из которых весной с.г. Саудовская Аравия, Турция и Катар смогли сколотить новую антиасадовскую коалицию, существенно укрепив ее финансово, оружием, а также новыми и хорошо обученными боевиками. Несмотря на то, что для Вашингтона на данном этапе важнее очистить территорию Ирака и Сирии от ИГ, для чего американцы тайно сотрудничают как с Багдадом, так и Дамаском, антисирийская «тройка» торопится со свержением правительства Башара Асада. А уже потом разобраться, кто из исламистов придет к власти в Дамаске. Любое промедление грозит им тем, что США успеют создать светскую проамериканскую вооруженную оппозицию, которая уже готовится на выделенные Конгрессом средства в 500 млн. долл. в лагерях на территории Турции и Иордании, которая будет сильнее исламистов и обеспечит замену Асада на деятеля умеренно-светского толка. Кроме того, задержка с выступлением против Дамаска чревата тем, что Саудовская Аравия пока не может бросить все силы на борьбу с Ираном и его шиитскими союзниками на других «фронтах», включая Йемен, Ирак и ливанскую Хизбаллу.
Уже готов и план новой масштабной военной операции отрядов, контролируемых «треугольником», против армии Асада при поддержке извне. На свержение его режима отводится 6-8 месяцев. По этому плану сначала Турция объявляет бесполетную зону над северной Сирией, что обеспечит продвижение боевиков «Джабгат ан-Нусры» и «Ахрар аш-Шам» на Алеппо и Латакию – оплот алавитов. Затем с юга Сирии ударит объединенный фронт в составе более 50 различных радикальных исламистских группировок, созданный в марте на деньги КСА при активном участии Иордании и Катара. Все это запланировано на время сразу после окончания священного месяца Рамадан. Но как раз это не нужно Вашингтону. Отсюда – попытки Джона Керри уговорить Россию, чтобы та, в свою очередь, убедила Асада уйти добровольно (с определенными гарантиями) и передать власть коалиции либеральных светских и умеренных исламистских сил, возможно, даже с участием бывших баасистов.
США ранее отказались от введения над сирийской территорией бесполетной зоны, что, по оценке турецких, израильских и арабских источников, является «ключевым моментом» и «индикатором» реальных намерений Вашингтона по отношению к событиям в Сирии. Очень интересно, что практически сразу после этого появились и утечка информации со свидетельствами установления партнерских связей между американскими и французскими спецслужбами, с одной стороны, и сирийскими − с другой, с целью обмена разведданными в отношении дислокации сил ИГ и доразведки целей для авиарейдов ВВС США.
И вот тут вся интрига. Если Россия, а вместе с ней и Иран продолжат помогать Башару Асаду, в том числе в военном плане, то свергнуть его исламистам при поддержке КСА, Турции, Катара и Иордании будет крайне трудно, если к ним только не подключатся США с их ставленниками в САР и с использованием американских ВВС. Поэтому Джон Керри делал в Сочи все возможное, чтобы выйти на компромисс: Асада убрать мирным путем, убедив Москву в бесперспективности его режима и в том, что ее интересы в Сирии не будут ущемлены. Самым настораживающим в этом вопросе является то, что некоторые серьезные источники на Западе уже утверждают, что Россия, якобы, понимая все сложности с Асадом и ослабление его режима, решила «сдать» его американцам, получив взамен заверения США «забыть» все вопросы с Крымом, а также существенно смягчить позицию по конфликту на юго-востоке Украины.
Выглядит заманчиво. Но, лично я, ни одному слову Джона Керри и американцам не поверил бы. Тем не менее, хочется верить, что и Москва все-таки реально понимает всё коварство Вашингтона. «Обещать – не значит жениться», − гласит русская поговорка. Как минимум, история с расширением НАТО на Восток, с Ираком, Ливией и Украиной должна была научить тому, что слова высшего руководства США и ломанного гроша не стоят. Иначе мы потеряем важнейшую страну на Ближнем Востоке, а все те, кто все еще продолжает верить в Россию, окончательно в ней могут разочароваться, в том числе и Иран.
В любом случае, встреча в Сочи символична. Де-факто Вашингтон признал, что по ключевым проблемам международной безопасности без сотрудничества с Россией американцам не обойтись. А дальнейшее становление нового евразийского «треугольника» Россия – Иран – Китай сделает Москву еще более необходимым партнером для Вашингтона в мировых делах. Но играть уже придется по другим правилам, точно не по американским. И чем сильнее будет вектор ориентации Москвы на Восток и на Юг, сокращение отношений с Западом, тем сильнее и весомее станут позиции России.