«Голос Армении»: Российских и американских интересов на армянском энергетическом поле не избежать
Газета «Голос Армении» в номере от 13 июня пишет: «Измененный и дополненный договор о купле-продаже имущества компании "Воротанский каскад ГЭС" подписан в понедельник в Ереване. В присутствии премьер-министра Овика Абрамяна подписи под документом поставили министр энергетики и природных ресурсов Армении Ерванд Захарян, генеральный директор компании "Воротанский каскад ГЭС" Сасун Хачатрян, полномочное лицо - представитель компаний Contour Global Hydro Cascade и Contour Global Terra Holdings, а также генеральный исполнительный директор компании CG Solutions Global Holding Company Джозеф Брандт.
В феврале текущего года правительство Армении утвердило обновленный и дополненный договор о купле-продаже Воротанского каскада ГЭС американской компании Contour Global Hydro Cascade. Договор был подписан 29 января 2014 года, однако тогда окончательно сделка так и не была оформлена в связи с необходимостью согласовать некоторые технические вопросы и вопросы тарифной политики.
Сделка общей стоимостью $180 млн стала одной из самых крупных операций Contour Global Hydro Cascade в Европейском регионе и самой крупной инвестицией США в Армении.
Но невозможно умолчать: кроме того, что эта сделка является крупнейшим американским инвестпроектом в Армении, у нее есть еще ряд других особенностей. На всех из них сейчас останавливаться уже не имеет смысла, но кое-какие нюансы все-таки заслуживают особого внимания именно сегодня, в разгар электротарифных страстей и эскалации российско-американского противостояния как в политической, так и в экономической сфере.
Почти год назад, точнее, в июле прошлого года премьер-министр Армении Овик Абрамян заявил, что у правительства Армении нет желания срывать сделку по продаже ЗАО "Воротан Каскад ГЭС" американским компаниям. "У нас нет такого желания, наоборот, мы сделаем все для реализации этой сделки, но в интересах нашей страны, экономики и согласно букве закона", - заявил тогда премьер, отметив, что в сделке замечены упущения. Например, уровень прибыльности слишком высок (23,5%), чему я принципиально противлюсь". Абрамян заявил, что никакое давление не может повлиять на решение о продаже каскада. "Для нас важно, чтобы сделка исходила из интересов нашей страны. Беспочвенны сплетни о том, что якобы мы желаем сорвать сделку и продать гидрокаскад какой-то российской компании. Ничего подобного нет. Если даже итог этой сделки будет отрицательным, то как премьер-министр, я буду против отчуждения гидрокаскада в пользу какой-либо зарубежной компании в будущем", - подчеркнул Абрамян.
И вот сегодня, спустя год, казалось бы, проблема решена. Однако вопрос уровня прибыльности, который еще год назад смущал премьера, теперь перешел в разряд коммерческой тайны. Конечно, раскрыть ее компании придется, когда она обратится в КРОУ с тарифной заявкой. Но это в будущем. Пока же очевидно другое - уровень прибыльности компании, напрямую зависящий от той цены, по которой она будет продавать свою продукцию, на фоне нынешней тарифной напряженки становится еще более болезненным вопросом, нежели раньше. Тем более если учесть, что четкой тарифной политики в данной сфере у нас просто нет. И последние заявления по поводу заявки ЗАО "Электрические сети Армении" являются тому подтверждением.
О какой четкой тарифной политике может идти речь, если 17-драмовую заявку вдруг снижают до 7 драмов? Если сумма в заявке была завышена в разы от реальной, объективной, обоснованной величины, то у КРОУ и армянского правительства должны быть, мягко говоря, претензии к компании, которая держит их за лохов. Именно так, ибо в противном случае элсети просто не посмели бы обратиться в КРОУ с таким неприличным предложением. Если же 7 драмов (о которых объявили и глава комиссии Роберт Назарян, и премьер Овик Абрамян) слишком заниженная величина, то проблема и вовсе усугубляется. Это значит, что, пребывая в катастрофическом финансовом, да и техническом положении, компания просто не имеет шансов на выздоровление. 7 драмов для нее - как мертвому припарки. Это с одной стороны. С другой - в этом случае возникает отчетливая перспектива очередного повышения тарифов, скажем, через полгода. Так или иначе, все сказанное свидетельствует о том, что продуманной тарифной политики в электроэнергетической сфере Армении просто нет. А решения по тарифам принимаются ситуативно.
И вот в нынешней, мягко говоря, непростой ситуации на энергетический рынок Армении выходит новая компания, претендующая на серьезную прибыль. Согласитесь, выглядит все это несколько странно. А с учетом того, что владельцами каскада стали американцы, и вовсе тревожной. Дело в том, что американцам придется согласовывать свои аппетиты с русскими в сфере реализации своей продукции. Продавать ведь электроэнергию производитель должен распредсетям. Можно легко спрогнозировать, что здесь противоречий не избежать.
Не избежать серьезного столкновения российских и американских интересов на армянском энергетическом поле и по другой причине. Как известно, энергетика Армении, так сказать, русифицирована. Приход американцев может стать попыткой внести некий баланс в нынешнем положении, пошатнуть очевидный российский крен армянской энергетики. Разумеется, российская сторона от своих позиций отказываться не станет.
Что даст армянской энергетике продажа Воротанского каскада, покажет время. Что даст эта многострадальная сделка экономике страны, тоже. Но уже сегодня ясно, что "многострадания" вокруг Воротанского каскада отнюдь не завершены...».