«Рустория»: Оппозиционное движение в Азербайджане переживает свои самые «черные дни»
Оппозиционное движение в Азербайджане переживает свои самые «черные дни». Об этом говорится в статье журналиста Сергея Румянцева под заголовком «От власти до тюрьмы: как живет политическая оппозиция в Азербайджане», в которой он рассказывает, каким был путь азербайджанских оппозиционных партий и независимых политических и правозащитных организаций, приведший их к нынешнему плачевному положению. Статья опубликована на новостном сайте «Рустория».
Как отмечается в материале, зимой 2010 года президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву пришлось в интервью телеканалу «Euronews» отвечать на вопрос, почему оппозиция в стране лишена реального политического шанса и права голоса. Он ответил, что оппозиция находится в таком катастрофическом состоянии, потому что народ Азербайджана живет все лучше и лучше.
Согласно материалу, в последние годы подобное представление о политической борьбе в Азербайджане получило свое окончательное завершение в концепции оппозиции как «пятой колонны». В декабре 2014 года глава администрации президента и главный идеолог правительства Рамиз Мехтиев сформулировал отношение власти к оппозиции в своей статье под заголовком «Миропорядок двойных стандартов и современный Азербайджан». Он назвал всех критиков нынешнего политического режима «пятой колонной». В статье были указаны конкретные имена журналистов и правозащитников, упомянуты самые известные оппозиционные партии. Этой публикации предшествовала очередная волна давления на многих представителей политического сопротивления- аресты, приостановка деятельности ряда независимых организаций.
Как отмечается в материале, в октябре 1993 года, когда Гейдар Алиев становится третьим президентом Азербайджана, оппозиция начинает вести счет только своим потерям. «Гейдар Алиев быстро создает авторитарную модель правления, пережившую своего основателя и унаследованную в 2003 году его сыном – Ильхамом Алиевым. Первоначально эта модель допускала деятельность различных партий и организаций. Первый Алиев мог позволить себе некоторые незначительные уступки оппозиционерам. К середине 1990-х в республике формируется система оппозиционных партий и организаций, в той или иной форме дожившая до наших дней», – пишет автор статьи.
По его словам, в очень сложный для правящего режима момент, когда власть после смерти Гейдара Алиева переходила к его сыну Ильхаму, руководители и активисты общины открыто поддержали оппозиционную партию «Мусават». В ходе последовавших репрессий некоторые лидеры и активисты покинули страну. «Хотя в истории Азербайджана случался и бойкот президентских выборов, в целом, лидеры оппозиции не оставляли попыток побороться за высшую должность в стране. Важными и символичными были выборы 2003 года, когда на место скончавшегося Гейдара Алиева заявил свои права его сын. В тот момент в республике довольно широко было распространено неверие в его способность удержать власть. В 2003 году с Ильхамом Алиевым боролся Иса Гамбар, и, по версии мусаватистов, он те выборы выиграл. По официальным данным, за него отдали свои голоса 12.2% участвовавших в выборах граждан страны», – пишет журналист.
Оппозиция попыталась организовать массовые протесты, но оказалась не в состоянии контролировать ситуацию. Демонстрация переросла в беспорядки. Несколько тысяч протестовавших были жестоко атакованы полицией и внутренними войсками. Режим продемонстрировал свою устойчивость и готовность применить самые жесткие меры к инакомыслящим, говорится в публикации.
Согласно статье, октябрь 2013 года стал последним переломным моментом, когда Ильхам Алиев, благодаря изменениям в Конституции избирался на третий срок. «В 2013 году многие оппозиционеры все же предприняли попытку объединиться, создав «Национальный совет демократических сил» (НСДС). Было принято решение о выдвижении единого кандидата на президентские выборы, которым первоначально стал известный драматург и режиссер Рустам Ибрагимбеков. Но движение «Республиканская альтернатива» (REAL) выдвинуло своего кандидата – Ильгара Мамедова. Он в этот момент уже был заключен под стражу за визит в город Исмаиллы, где в январе того же года проходили массовые волнения. Впоследствии Мамедов был осужден на семь лет, а сопровождавший его заместитель главы партии «Мусават» – Тофик Ягублу, на пять лет лишения свободы. Это решение суда создало первый прецедент, когда большой срок получил политик, выдвигавшийся на президентские выборы», – отмечает автор статьи.
Ибрагимбеков также был лишен возможности баллотироваться. Единым кандидатом стал член партии Мусават, известный в стране интеллектуал и профессиональный историк Джамиль Гасанлы. Победил на выборах действующий президент, тем самым продемонстрировав, что не намерен оставлять свой пост в ближайшей перспективе. С каждыми новыми парламентскими выборами все меньше оппозиционеров доходило до депутатских кресел. В 2005 году мандаты получили только 4 мусаватиста и 2 фронтовика, участвовавшие в выборах единым блоком «Азадлыг». На последних выборах, состоявшихся в 2010-м, ни один из представителей этих партий в парламент уже не попал, говорится в публикации.
«Учитывая, что последняя волна репрессий есть продолжение систематической политики подавления любой общественной активности, можно сказать, что мы наблюдаем последнюю фазу ликвидации гражданского общества и воссоздания советской модели правления образца 1970-х годов. Активисты или в тюрьме, или эмигрировали, или изолированы. Силы государства и общества не равны, поэтому партии бедны, бесправны и слабы», – сказал политолог Зардушт Ализаде.
Материалы по теме:
Азербайджанский журналист Эмин Гусейнов попросил политического убежища в Швейцарии