М. Григорян: Доклад «Врачей за права человека» – доказательство неизменности азербайджанской политики ксенофобии и неонацизма
На сайте Karabakhrecords.info опубликован уникальный документ – Доклад организации «Врачи за права человека» (Physicians for Human Rights, PHR), составленный по итогам визита английских медиков в Армению и Нагорный Карабах в 1997 году. Как сообщила в интервью Panorama.am руководитель проекта «Обыкновенный геноцид» Марина Григорян, доклад хранился в архивах общественной организации «Против правового произвола» (FAVL) и публикуется впервые как в оригинале, так и – с небольшими сокращениями – в переводе на русский язык.
«В конце декабря 1997 года четверо представителей независимой британской организации “Врачи за права человека” – два врача, психиатр и сотрудник социальной службы психиатрического здоровья – по приглашению организации FAVL (инициатива принадлежала исполнительному директору Ларисе Алавердян) посетили Армению и Нагорный Карабах, где провели несколько недель и обследовали 67 человек – бывших пленных, подвергшихся в Азербайджане физическим и не физическим пыткам.
Сразу скажу, что доклад не рекомендуется читать людям со слабыми нервами и неустойчивой психикой. Даже экспертам, хорошо осведомленным о царящих в Азербайджане традициях жестокого и бесчеловечного обращения с пленными и заложниками, крайне сложно бесстрастно читать этот документ, практически каждая строка в котором – обвинение Азербайджану и его властям в нарушении норм международного гуманитарного права и ряда основополагающих конвенций.
И хотя речь идет о событиях 18-летней и более давности, к сожалению, не приходится говорить о том, что беспрецедентная жестокость является следствием исключительно войны, ибо подобное отношение к пленным и заложникам в Баку демонстрировали на протяжении всех последующих лет и демонстрируют по сей день.
Особо отмечу, что британским специалистам была предоставлена возможность посетить в Ереване также четырех азербайджанских пленных. Огромная разница между азербайджанской и армянской сторонами в отношении к заключенным и в соблюдении норм как правового, так и чисто человеческого характера особо подчеркнута в докладе. За прошедшие годы она стала настолько выпуклой и очевидной, что говорить не только о каком-либо паритете, но даже попытке сравнения в этом контексте давно не приходится», – отметила М. Григорян.
На вопрос, каковы наиболее специфические из приведенных в документе фактов, М. Григорян ответила:
«В первую очередь поражает возраст пленных и заложников. В документе указано, что на момент пленения этим людям было от 1 до 73 лет, пятеро были детьми не старше 15 лет, трем из них было меньше 7 лет, еще трем – по 13, 14 и 16. То есть азербайджанцы брали в заложники даже малолетних детей, в том числе годовалого ребенка. И не просто брали: в отчете говорится, что младенцы в возрасте 1 и 3 лет были избиты! Правда, “всего” один раз в отличие от остальных, в том числе подростков, которые подвергались избиениям ежедневно, систематически, а часто и по несколько раз в день. Один из детей – 13-летний подросток – в результате перестал говорить. В документе приводится пример изощренной пытки для родителей и детей одновременно: ребенка заставляли смотреть на пытки отца под угрозой физической расправы.
Может показаться невероятным, но в жутких экзекуциях принимали участие даже азербайджанские женщины, в том числе – гражданские лица. Как пишут английские эксперты, “по меньшей мере 4 опрошенных подверглись нападениям со стороны азербайджанских женщин-заключенных и сельских жительниц”.
Основную часть доклада занимают описания физических и не физических пыток, издевательств и унижения человеческого и национального достоинства, которым подвергались пленные и заложники, а также воздействия этих мучений на организм человека. Дьявольская изобретательность палачей просто поражает, трудно поверить, что человек – homo sapience – в конце 20 века способен на такую запредельную жестокость в отношении себе подобного.
Изощренность, бесчеловечность, садизм, извращения – трудно найти слова, чтобы охарактеризовать отношение к пленникам со стороны азербайджанцев. Еще более сложно поверить, что в пытки и измывательства над армянами были вовлечены даже врачи. Вот цитата: “По свидетельству 10 респондентов, врачи принимали участие в физическом насилии над заключенными, включая избиения, или проводили болезненные процедуры и операции без анестезии”.
Авторы доклада также сообщают, что около 10% респондентов отказались описывать свои пытки, настолько они были чудовищны.
Вместе с тем примечательны приводимые экспертами признания бывших пленных: “Один из бывших пленников сказал, что для него постоянные словесные оскорбления (особенно в адрес родителей) были намного хуже избиений. Другой сказал, что худшей пыткой для него стало сообщение о том, что Степанакерт весь разрушен, а жители убиты”.
Комментировать это излишне, добавлю только, что прошедшие через ад люди нашли в себе душевные силы запомнить и рассказать о случаях человеческого отношения к заключенным. Например, когда ожидалось прибытие азербайджанских отрядов, намеревающихся увести с собой находящихся в больнице на лечении пленных и использовать их в качестве проституток, сотрудники больницы, подвергая опасности собственную жизнь, спрятали женщину-армянку. С другой стороны, именно длительное (39 опрошенных провели в плену более года, 13 из них – от 3 до 5 лет) пребывание в условиях фактического ада делали подобные редчайшие проявления милосердия особенно ценными для пленных.
Стоит привести еще один отмеченный в докладе факт: те 20 респондентов, которые жили в домах частных лиц в Азербайджане (последние, как правило, выкупали пленников у властей с целью дальнейшего обмена на своих оказавшихся в армянском плену родственников), подвергались менее жестокому обращению, чем те, которые содержались властями.
Отмечу еще один любопытный факт. В докладе названы места содержания пленных и описаны кошмарные условия в них, в том числе – в колонии Гобустан, которую респонденты единодушно называют “концентрационным лагерем”. Напомню, что в конце 90-ых – начале 2000-х азербайджанская пропаганда вовсю кричала о наличии на территории Армении и Арцаха “концлагерей, в которых содержатся тысячи азербайджанцев, в том числе женщины и дети”. Подобный бред встречается в бакинских СМИ по сей день. Доклад “Врачей за права человека” убедительно доказывает, что настоящие концлагеря были как раз на территории Азербайджана».
В ответ на вопрос, содержатся ли в докладе какие-либо выводы или он носит исключительно описательный характер, М. Григорян сказала:
«Ценность этого документа состоит еще и в том, что в разделе Резюме эксперты очень четко представляют свои заключения. Главные из них сводятся к следующему.
1. Азербайджанские власти, а также граждане Азербайджана и соседних государств принимали непосредственное участие или вступали в сговор с целью похищения и пыток этнических армян. В период 1990-1996гг. азербайджанские власти и гражданские лица принимали участие в институционализированном процессе взятия в заложники и пыток армянских детей и взрослых.
2. Показания свидетелей дают основания предполагать, что азербайджанские власти убивали содержащихся в заключении этнических армян.
3. Азербайджанское правительство нарушило международные договора, к которым присоединился Азербайджан. Авторы доклада называют 6 таких международных договоров, в том числе – Конвенцию о правах ребенка и Конвенцию о предотвращении преступления геноцида и наказании за него.
Кроме того, врачи четко указывают на тяжкие последствия азербайджанского плена, отмечая, что “у 90% обследованных бывших заложников налицо очевидные признаки клинически значимых психиатрических последствий”».
Отвечая на вопрос о том, насколько актуален этот документ сейчас, спустя два десятка лет после описанных в нем событий, Марина Григорян заявила:
«Я уверена, что большинство архивных документов по карабахскому вопросу актуальны и сейчас, поскольку политика Азербайджана не только остается неизменной, но и ужесточается. Последние случаи публичных – с выставлением в Интернете – пыток и убийств армянских заложников говорят о том, что если в середине и конце 90-х Азербайджан еще как-то пытался создавать видимость приверженности международным правовым нормам, то сегодня уже в Баку не оглядываются ни на что и действуют нагло и открыто, бросая циничный вызов мировому сообществу. К сожалению, международное право не обладает механизмами привлечения к ответственности и наказания за подобное поведение, единственный доступный путь – судебный. В этом контексте доклад представителей британской организации может сыграть определенную роль при должном представлении в ходе рассмотрения судебных исков по делам Манвела Сарибекяна, Карена Петросяна и Мамикона Ходжояна в Европейском суде по правам человека.
Доклад PHR как нельзя более наглядно демонстрирует последовательность и неизменность азербайджанской политики армянофобии, расизма и неонацизма. Наконец, излишне говорить о том, что подобные документы – а у армянской стороны их множество – должны служить мощным орудием в руках армянской дипломатии в процессе справедливого урегулирования карабахского вопроса».
Материалы по теме:
Евросуд начал убеждаться в нарушении прав граждан Армении, оказавшихся на территории Азербайджана