Боец подразделения «Альфа»: Бунт на иранской границе в Нахичеване имел ярко выраженный религиозный и националистический характер
Бойцы секретного подразделение в структуре КГБ – группы «А» – штурмовали дворец Амина, захватывали террористов, участвовали в обменах разведчиков и высылке диссидентов. Но ветерану спецподразделения «Альфа» Николаю Калиткину больше всего запомнились события в Нахичеване, когда активисты Народного фронта Азербайджана штурмовали границу между СССР и Ираном. Об этом в интервью газете «Московский Комсомолец» рассказал сам ветеран.
«В отдаленном районе вспыхнул бунт населения, которое, кстати, жило очень бедно, чего нельзя было сказать о коррумпированной местной элите. Бунт носил ярко выраженный религиозный и националистический характер. Огромные массы людей двинулись к границе, круша все на своем пути. Они разрушили пограничную систему на протяжении 10 км, блокировали заставы, сожгли несколько пограничных вышек, забросали здание погранотряда камнями и бутылками. Через пограничную реку Аракс на подручных плавсредствах переправлялась на нашу территорию экстремистская и религиозная литература, оружие. Даже большое количество утонувших не останавливало этот нескончаемый людской поток», – вспоминает Калиткин.
По его словам, было принято решение нейтрализовать главаря восстания. Его заманили на переговоры на одну из застав. Он приехал с двумя револьверами за поясом, с повязкой шахида на голове, всем своим видом показывая, что ему терять нечего. Толпа, около 2 тысяч человек, собралась у заставы, что-то беспрерывно скандируя. Переговоры проходили в кабинете начальника заставы. По условному сигналу Калиткин и его товарищ выскочили из сушилки, ворвались в кабинет, слегка обездвижили главаря, разоружили, подхватили его и со спринтерской скоростью вынесли на задний двор заставы, куда уже приземлялся вертолет.
«Едва колеса шасси коснулись земли, открылась дверь. Мы на бегу забросили главаря внутрь, и вертолет снова взмыл в воздух. Вся операция по захвату главаря заняла не более двух минут. И толпа постепенно разошлась, все беспорядки прекратились. Получилось, как в песне Высоцкого – ''настоящий буйных мало, вот и нету вожаков''», – рассказывает ветеран.
Как отмечает Калиткин, у этой истории было свое продолжение. Через пару месяцев ветеран летел после очередной командировки из Баку в Москву. Уже на аэродроме ему сказали, что надо присмотреть за одним арестованным, которого этапируют в тюрьму «Лефортово».
«Мы летели военным бортом, в самолете, выбрав дальний уголок, посадил его рядом с собой, какими-то тюками-коврами обложил (чтоб не привлекать внимание других пассажиров). Но наручники с него по его просьбе снял, он весь полет что-то рисовал, писал стихи в своей тетрадке. Он был с большой окладистой бородой (отросла за два месяца), так что я его не узнал. А он вдруг говорит: «Это не ты меня в Нахичевани брал?» Я присмотрелся – точно! Он к тому моменту спокойнее стал, так что проблем у меня с ним не было», – вспоминает Калиткин.
Другое воспоминание бывшего спецназовца связано с Баку. Зимой 1990 года им было поручено проверить одно из бакинских общежитий, где могли скрываться лидеры экстремистов. Применять оружие было запрещено, разрешили использовать только спецсредства, среди которых было устройство двойного назначения: с одной стороны, фонарь, с другой мощный электрошокер.
«И вот на одном из этажей в темный коридор из душевой выскочил полуодетый молодой парень, увидев бегущего на него нашего сотрудника, с диким криком принял боевую стойку и… в ту же секунду отлетел на несколько метров к стене. На следующий день весь Баку облетел слух, что в городе появилось какое-то спецподразделение, состоящее из суперменов, способных одним ударом вырубить и отбросить на несколько метров одного из лучших бойцов города. В полной экипировке, с опущенным забралом шлема мы и правда напоминали космических воинов. Как выяснилось позже, наш сотрудник на бегу резко выбросил вперед руку с электрошокером и коснулся шеи парня. Поскольку тот был мокрый, сила тока многократно увеличилась, и он отлетел метров на 5», – рассказывает ветеран.
Отметим, что группа «А» Седьмого управления КГБ была создана секретным приказом председателя КГБ Юрия Андропова 29 июля 1974 года и вскоре была признана самым эффективным спецподразделением в мире. Основная задача этого спецподразделения – силовые операции по предотвращению террористических актов, освобождение заложников. Современные последователи группы «А» – сотрудники Управления «А» Центра специального назначения ФСБ России.
Материал по теме: