«Голос Армении»: Второй прецедент, или что сказала Бельгия?
Газета «Голос Армении» в номере от 1 августа пишет: «Палата представителей Бельгии 23 июля приняла резолюцию о признании Геноцида армян. За документ проголосовали 124 депутата, 8 воздержались, голосов против не оказалось. Ранее, 19 июня, о признании заявил премьер-министр Шарль Мишель. Он также акцентировал внимание на будущем, подчеркнул важность диалога между Турцией и Арменией и указал на "первостепенную роль международных судебных инстанций в квалификации подобных массовых убийств". Что касается верхней палаты Федерального парламента, то Сенат Бельгии еще 17 лет назад, 26 марта 1998 года, принял резолюцию о признании Геноцида. По словам министра иностранных дел РА Эдварда Налбандяна, резолюцией от 23 июля Бельгия завершила процесс признания Геноцида армян на всех уровнях власти.
Естественно, негативная реакция, причем в довольно грубой форме, последовала из Анкары. МИД Турции посоветовал бельгийским законодателям "заниматься другими проблемами" и повторил дежурные заявления о том, что, дескать, данное решение является "искажением исторических фактов и игнорирует закон", а также оказывает глубокое влияние на двусторонние отношения между Бельгией и Турцией. Анкара также посетовала, что в столь сложное для Европы кризисное время Палата представителей тратит усилия, "которые бы понадобились на обеспечение благополучия своих граждан, на вопрос, чуждый природе турецко-бельгийских отношений". Наконец, подчеркивалось, что "подобные решения не служат интересам армяно-турецкого примирения".
Новость из Брюсселя была встречена армянской общественностью в РА и Диаспоре с обычными в таких случаях радостью и благодарностью. В интервью сайту 1in.am ответственный представитель Брюссельского комитета Ай Дата Пето Демирчян отметил, что в Бельгии ведется также работа в направлении того, чтобы страна вошла в число стран, криминализирующих отрицание Геноцида. По его словам, завершение процесса признания важно также с учетом того, что в стране проживает много турок. Демирчян подчеркнул, что признание со стороны обеих палат парламента и особенно правительства, призыв к Турции признать Геноцид, стать лицом к лицу со своим прошлым и прекратить политику отрицания могут содействовать процессу примирения Армении и Турции.
Однако иная реакция поступила от армянской общины страны. Как сообщала пресса, бельгийские армяне выразили неудовлетворение резолюцией, в частности пунктом 2, где звучит просьба к федеральному правительству "признать, что сегодняшняя Турция не может нести историческую и моральную ответственность за трагедию армян в Османской империи". "Турецкие власти опираются на отрицание, упорно отрицают доказательства Геноцида армян и арамейцев и продолжают прославлять организаторов. Тем самым они делают себя наследниками действий Османской империи. Эта официальная Турция несет по меньшей мере моральную ответственность" – говорилось в совместном заявлении армянской и арамейской общины Бельгии.
С критикой выступила также армянская молодежь, "выразив глубокое разочарование резолюцией и назвав ее "компромиссным текстом, пронизанным двусмысленностью", сообщали СМИ. "Получился текст, который, с одной стороны, довольствуется поминовением, не проясняя признание Геноцида, а с другой стороны, предусматривает отсутствие у сегодняшней Турции исторической и моральной ответственности в событиях 1915 года", – отметили представители армянской молодежи Бельгии, назвав такую позицию несостоятельной и вновь подчеркнув, что, продолжая отрицать Геноцид армян, понтийских греков и ассирийцев, турецкие власти делают себя наследниками Османской империи.
Пожалуй, это первый случай, когда армянская общественность страны, признавшей Геноцид, причем на обоих уровнях власти, остается недовольна содержанием документа. Комментируя по просьбе "ГА" спорный пункт резолюции, директор Музея-института Геноцида армян ГайкДемоян отметил, что возмущение армянской общины вполне обоснованно. "Недопустимо манипулировать такими понятиями, как мораль и историческая ответственность, тем более, когда дело касается преступления геноцида. Я рассматриваю подобный подход именно как манипулятивный в отношении Геноцида армян и уверен, что лучше не принимать такие документы вообще, нежели включать в них такого рода компромиссные формулировки. Надо отметить, что балансирование и попытка угодить всем сторонам в целом свойственны европейским странам практически во всех региональных вопросах, касающихся Армении, в том числе в вопросе Арцаха. Конечно, турецкая сторона осталась недовольна принятой резолюцией, однако бельгийские законодатели, очевидно, предприняли попытку и волков накормить, и овец сохранить", - подчеркнул Демоян.
Директор Музея-института также сообщил, что подобная формулировка до сих пор был использована лишь однажды: в принятой в 1987 году резолюции Европарламента. По сути дела, спустя 18 лет нижняя палата Федерального парламента Бельгии вновь запускает в оборот фразу о том, что, дескать, сегодняшняя Турция не несет моральной и исторической ответственности за содеянное в начале века. Судя по реакции армянской общины страны и экспертов, этот второй прецедент может быть довольно опасен в плане поиска Европой компромиссных вариантов политики с целью сохранить лицо в вопросе Геноцида армян, одновременно в какой-то степени угождая и успокаивая Турцию.
Вопрос сути и содержания принимающихся в разных странах мира документов и двусмысленных формулировок о признании Геноцида, пожалуй, впервые поставлен публично и остро. Поневоле возникает подозрение в том, что нижняя палата решила принять резолюцию именно ради этой фразы, тем более что страна давно на высшем законодательном, а теперь уже и исполнительном уровнях признала факт Геноцида. Весьма примечательно в этом смысле, что депутаты парламента Бельгии турецкого происхождения, которые 23 апреля отказались почтить память жертв трагедии, спустя 3 месяца с готовностью проголосовали за текст резолюции. Тот факт, что проблема была выпячена и подчеркнута именно армянской общиной данной страны, доказывает крайнюю чувствительность Спюрка к щепетильным во всех смыслах формулировкам документов, касающихся признания Геноцида, а также, как выясняется - цены признания.
Бельгийский прецедент фактически ставит перед армянским обществом в Армении и Диаспоре целый комплекс достаточно сложных проблем, связанных как с процессом признания, так и перспективами армяно-турецких отношений. Тем более что в данном случае речь идет о Европе, правовые, ценностные и гуманитарные ориентиры которой в последнее время очевидно не выдерживают испытаний на прочность - как в вопросе Арцаха, так и, выясняется, Геноцида армян».