Международные организации обеспокоены: Убитый журналист Расим Алиев стал жертвой правовой безнаказанности в Азербайджане
Европейская федерация журналистов и Международная федерация журналистов выступили с заявлением, в котором выразили глубокое возмущение в связи с убийством азербайджанского журналиста Расима Алиева.
«Атмосфера безнаказанности в отношении насилия против журналистов и правозащитников в Азербайджане может побудить некоторых людей к совершению таких тяжких преступлений, будучи уверенными в своей защищенности. Журналисты, как и любые другие граждане, должны свободно излагать свое мнение в социальных сетях без всякого опасения и угрозы насилия», – заявил президент Европейской федерации Могенс Бличер.
Международная организация в поддержку прессы «IMS» также выступила с заявлением, осуждая убийство репортера Расима Алиева в Баку. Как отмечается, атмосфера безнаказанности в Азербайджане за нападения на журналистов способствует репрессиям свободы выражения. За последние 10 лет в Азербайджане совершено более 300 нападений на журналистов. За последний год 7 журналистов и 5 правозащитников были арестованы, и этот список продолжает расти.
«Власти должны положить конец этим преступлениям и насилию против журналистов в Азербайджане. Безвременная гибель Расима Алиева является ярким напоминаем о плохом состоянии свободы выражений в Азербайджане и необходимости создания механизма защиты журналистов и правозащитников», – говорится в заявлении.
Как сообщает информагентство «Туран», азербайджанская партия «Мусават» выступила с заявлением в связи с избиением и убийством журналиста Расима Алиева. В заявлении отмечается, что этот случай открыто демонстрирует наличие в обществе атмосферы нетерпимости к свободе слова. Расим Алиев стал жертвой правового нигилизма, самоуправства, безнаказанности. Отсутствие в стране справедливой судебной системы – еще одна причина подобного результата. Партия «Мусават» считает, что за смерть Расима Алиева ответственность несут власти Азербайджана, и требует строго наказания виновных в этом преступлении.
Информагентство также сообщает, что журналисты, освещающие судебный процесс по делу азербайджанской журналистки Хадиджи Исмайловой, 10 августа 2015 года провели акцию перед Бакинским судом по тяжким преступлениям. Они помянули своего коллегу Расима Алиева, умершего 9 августа от полученных травм в результате избиения. Согласно информации, акция прошла в виде минуты молчания.
Выступившие на импровизированном митинге журналисты Аваз Зейналлы, Айнур Имранова, Халиг Бахадыр, Ровшан Гаджиев и др. потребовали выявить и строго наказать заказчиков и исполнителей убийства журналиста. Вместе с тем, они выразили сомнения, что это будет сделано. Выступившие были единодушны в том, что убийству журналиста способствовала атмосфера безнаказанности и не раскрытие преступлений против представителей медиа в Азербайджане.
Бывший дипломат и глава представительства Азербайджана в ЕС, постпред в Совете Европы Ариф Мамедов в соцсети Facebook опубликовал статус и призвал граждан Азербайджана выйти на «Белый марш» против беззакония в стране. «Представители всех СМИ и оппозиционных партий, представители интеллигенции и каждый, кто живет любовью к своей стране, должны выйти на тихий марш протеста», – пишет Мамедов и добавляет, что это будет «Белый марш», на который необходимо прийти в белой одежде и с белыми шарами.
Как передает новостной портал «Хаккин.аз», убийство Расима Алиева вызвало массу жестких откликов в соцсетях. «Хаккин.аз» выражает обеспокоенность возможностью «нового всплеска» журналистского криминала в Азербайджане. «Но главное – это опасность ухода от принципиальности и остроты в „отруссление” (от слова „трусость”), дальнейшего пожелтения нашей прессы, избегающей, чаще всего, серьезных общественных проблем и обращенной в безобидную область внешне колкого, но совершенно пустого пережевывания светской поп-жизни. То есть, возможно, признаки дальнейшего отступления и отупления нашей журналистики», – предполагает новостной портал.
В материале «Хаккин.аз» также отмечается, что мать убитого журналиста Сейфура Алиева рассказала газете «Ени Мусават», что убивших ее сына людей на встречу с Расимом послал сам футболист Джавид Гусейнов. «Расим сказал мне, что ему звонил Джавид и сказал, что те люди, которые обругали его по телефону, приедут и извинятся», –рассказала мать журналиста.
По словам женщины, футболист Джавид Гусейнов знает тех людей, что избили ее сына. «Они обманули Расима. Его сам Джавид обманул. Моему сыну в тот день многие звонили, один из них представился Вусалом. Звонил и двоюродный брат Джавида. Их всех сам Джавид и послал. Мой сын, выйдя из дома, и деньги взял, так как его позвали якобы чай пить», – сказала С. Алиева.
По словам матери убитого журналиста, на Расима Алиева набросились сразу же, как только его увидели. «Их было шестеро. Они взяли его бумажник и мобильный телефон сына», – сказала мать убитого журналиста.
Сайт «Минвал.аз» в свою очередь отмечает, что родители убитого журналиста Расима Алиева и футболиста Джавида Гусейнова учились в одном классе. Отец футболиста, Шакир Аббасов, и мать Расима Алиева проучились в одной школе и в одном классе.
Напомним, что в Азербайджане 8 августа 2015 года был жестоко избит сотрудник сайта «Анн.аз», журналист Расим Алиев. В результате полученных многочисленных телесных повреждений 9 августа он скончался в клиническом медицинском центре. Причиной нападения на журналиста стала озвученная им критика в соцсети Facebook в адрес игрока азербайджанской футбольной команды «Габала» Джавида Гусейнова. По этому делу арестован двоюродный брат Джавида Гусейнова – бывший игрок футбольной команды «Габала» Эльшан Гусейнов.
Добавим также, что Расим Алиев стал 3-м журналистом, умершим насильственной смертью в Азербайджане за последние 10 лет. В марте 2005 года у порога своей квартиры был убит редактор азербайджанского оппозиционного журнала «Монитор» Эльмар Гусейнов. В ноябре 2011 года спустя несколько дней после получения ножевых ранений в больнице умер журналист-публицист Рафиг Таги. Несмотря на публичные обещание властей Азербайджана, убийства так и остались нераскрытыми.
Материалы по теме: