Азербайджанский эксперт: Репрессии гражданского общества на фоне обнищания масс грозят Азербайджану исламской радикализацией
Учитывая отсутствие убедительных светских альтернатив вкупе с возможностью серьезных сдвигов в геополитической ситуации в регионе, исламисты Азербайджана имеют хорошие шансы в конечном итоге стать одной из ведущих сил в деле проведения политических реформ в стране. Об этом пишет советник по политическим вопросам социал-демократической фракции Европарламента Эльдар Мамедов на страницах сайта «Eurasianet.org».
«С точки зрения свободы слова и вероисповедания обстановка в Азербайджане сложилась мрачная», – пишет автор.
Несмотря на то, что освобождение шиитского теолога, арестованного в 2011 и выпущенного из тюрьмы в 2015, нельзя назвать поворотным моментом, это может иметь определенные последствия. Так, Багиров после освобождения назвал Азербайджан «большой тюрьмой» и дал обет бороться за разрушение ее стен при помощи Движения мусульманского единства, основанного в январе 2015 года. «Социальные условия в Азербайджане способствуют росту исламизма», – пишет автор.
Так, согласно Э. Мамедову, почти две трети населения Азербайджана по-прежнему относятся к категории «работающих малоимущих лиц» и не могут пробиться в средний класс, сталкиваются с жилищными проблемами, лишены возможности получить образование и найти хорошую работу, а также неравный доступ к коммунальным и прочим государственным услугам.
«Ожидания многих о повышении уровня жизни – в результате переживаемого Азербайджаном бума экспорта энергоносителей – не воплотились в жизнь. Коррупция процветает, пропасть между богатыми и бедными расширяется с каждым днем. В обществе укоренилось мнение, что система обогащает кучку избранных за счет остальных граждан страны», – пишет Мамедов.
Все эти факторы, выражающиеся в неспособности, как правительства, так и светской оппозиции предложить балансирующим на грани нищеты гражданам план развития страны, открывают двери для массовой, идущей снизу вверх неконтролируемой исламизации.
В качестве примера автор приводит недавние требования местных религиозных лидеров и «заинтересованных граждан» открыть «халяльные» пляжи на побережье Каспия на юге страны, неподалеку от границы с Ираном и протест группы активистов, которая с применением камней и палок провела акцию «против аморального международного фестиваля фольклора» в городе Масаллы. Отмечая единичность подобных инцидентов, автор считает, что правительству Азербайджана следует ожидать большего числа подобных событий в будущем.
События в Азербайджане, связанные с «затыканием рта» неправительственных организаций, независимых журналистов, активистов-правозащитников, большинство из которых придерживаются светских взглядов, по мнению автора, создали благоприятные условия исламистам.
Далее, автор касается процесса дискредитации светской оппозиции, способной хоть в какой-то степени сдерживать рост «исламского активизма». В том числе речь идет о считавшемся некогда «главной надеждой Азербайджана на проведение радикальных либеральных реформ» – Движении «Республиканская альтернатива» (ReAl), которому «так и не удалось избавиться от репутации элитного бакинского клуба для получивших образование за границей молодых людей, не понимающих нужды и чаяния простых азербайджанцев».
Отмечается также, что стремление Азербайджана в сотрудничестве с Ираном бороться с «салафитской угрозой», наиболее явным проявлением которой является участие сотен граждан Азербайджана в рядах ИГ и Аль-Каиды, может обойтись еще дороже.
«Управляющие Ираном духовные лица по-прежнему хотят расширить свое влияние среди шиитов Азербайджана. Поэтому не исключено, что алиевской администрации придется в определенной мере терпеть иранский прозелитизм в Азербайджане», – пишет автор.
Однако даже эти «осторожные усилия» по сближению с Ираном могут сорваться, учитывая обстоятельство стратегического партнерства между занявшим жесткую позицию по противодействию ядерной сделке с Ираном Израилем и Азербайджаном.
Сложность, в которой оказался Баку, по мнению автора, заключается в том, что, если отношения между Баку и Тегераном испортятся, последний может использовать своих представителей в рядах азербайджанских исламистов для организации проблем в Азербайджане.
Касаясь ближайшей перспективы радикальных изменений в Азербайджане, Э. Мамедов считает, что шансы невелики, учитывая «глубокое желание сохранить стабильность и широко распространившаяся в обществе апатия».
«Тем не менее, по причине коррупции, социальной несправедливости, культурного отчуждения и отсутствия возможностей для мирного выражения инакомыслия, администрация Алиева, скорее всего, будет продолжать сталкиваться с социальными и политическими вызовами. Учитывая отсутствие убедительных светских альтернатив вкупе с возможностью серьезных сдвигов в геополитической ситуации в регионе, исламисты Азербайджана, судя по всему, имеют хорошие шансы в конечном итоге стать одной из ведущих сил в деле проведения политических реформ в стране», – резюмирует Э. Мамедов.
Материалы по теме
Теолог: Я вышел из маленькой тюрьмы и попал в большую под названием «Азербайджан»
В списке помилованных в Азербайджане из 101 человек всего двое – политзаключенные