Независимая Газета: Граждане НКР любых вероисповеданий имеют равные права, гарантированные Конституцией
Арцах по соотношению христиан к гражданам другого вероисповедания находится на втором месте после Ватикана. Об этом в своей статье «Колокольни и минареты Карабаха» на российском сайте «Независимая Газета» пишет российский журналист и политолог Антон Евстратов.
На данный момент в Нагорном Карабахе христиан – 99,9%, – пишет автор, отмечая, что Нагорно-Карабахская Республика со времен обретения ею независимости воспринимается как один из оплотов Армянской Апостольской Церкви (ААЦ).
В публикации отмечается важнейшая роль Армянской Апостольской Церкви в истории не только Арцаха, но и всего армянского народа, которая в периоды утери государственности «зачастую, помимо религиозных функций, брала на себя и политические».
В качестве примера автор приводит монастырь Гандзасар, ставший «настоящим политическим центром средневековой Армении». «Именно гандзасарский католикос Есаи Асан-Джалалян организовал переговоры армян с российским императором Петром I, инициировал сопротивление персам, туркам и соседним тюркским племенам и даже изгнал захватчиков лишь силами войск Арцаха и Сюника на 20 лет», – пишет автор.
Далее, описывая времена национального движения и войны с Азербайджаном 1988–1994 годов, автор отмечает, что ААЦ вновь выступила в поддержку армян Арцаха, взяв в руки оружие «во имя своего народа». В статье упоминаются имена таких духовных пастырей, как диаконы Раффи и Тер-Корюн и священник Тер-Григор, память о которых жива в народе по сей день.
По мнению автора, активность армянских священников во многом обуславливалась «мусульманским вероисповеданием азербайджанцев», которое в армянской среде воспринималось как символ захвата и порабощения.
Исключительный статус «национальной Церкви» ААЦ отражен в пункте 2 главы 10 Конституции НКР и на территории республики она представлена Арцахской епархией, возглавляемой архиепископом Паргевом Мартиросяном. «В ее распоряжении – кафедральный собор Святого Христа Всеспасителя в Шуши, собор Святого Иоанна Крестителя на горе Гандзасар, церковь Святого Акопа в Степанакерте и др.», – отмечает Евстратов.
Несмотря на небольшие размеры республики, по словам автора, помимо ААЦ в последние несколько лет активизировались различные протестантские Церкви и общины – свидетели Иеговы, пятидесятники, адвентисты седьмого дня, Союз армянского религиозного братства, Евангельская церковь, евангельские христиане-баптисты. Кроме того, имеется некоторое количество католиков. Всего в упомянутых общинах состоит более 3 тыс. граждан.
Автор коснулся также «исламской истории» Арцаха, отмечая, что власти республики, в условиях отсутствия мусульманской общины, «прилагают все возможные усилия к восстановлению персидских мечетей».
«Всего за последние годы были отремонтированы пять таких объектов – три мечети, одно медресе в городе Шуши и мечеть в городе Агдаме»,– пишет автор и добавляет, что специалисты и общественность НКР считают, что, несмотря на конфликт с мусульманами-азербайджанцами, мечети восстанавливать надо – «по культурным соображениям, а также потому, что к Азербайджану данные сооружения отношения не имеют».
«Шушинские мечети, к примеру, являются типичными иранскими культовыми сооружениями по своей планировке и к современной Азербайджанской Республике со столицей в Баку не относятся никоим образом», – цитирует автор блогера Шагена Назаряна.
Арцах прошел длинный, сложный и в целом успешный путь развития в политической, экономической, культурной сферах, и очевидно, что ему по силам сделать то же самое в части религиозных прав и свобод, пишет автор, отмечая, что, тем не менее, граждане НКР любых вероисповеданий и неверующие имеют равные права, гарантированные Конституцией.
Материалы по теме:
Российский эксперт: Армения – наш союзник, а Турция – не более, чем экономический партнер
Власти НКР делают все возможное для сохранения исламских памятников