IWPR: Решения Евросуда в пользу карабахских беженцев могут стать прецедентом и способствовать урегулированию конфликта
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) 16 июня 2015 года вынес приговор в пользу лиц, выселенных в результате карабахского конфликта. Дело «Саргсян против Азербайджана», поданное в ЕСПЧ почти 10 лет назад отражает ситуацию многих граждан, и ожидается, что приговор будет касаться их также. Суд дал один год Азербайджану для разработки механизмов компенсации и восстановления имущественных прав граждан. Однако эксперты предупреждают, что подобный срок нереалистичен, с учетом трудно разрешаемого характера конфликта. Об этом отмечается в статье, опубликованной на сайте Института по освещению войны и мира (IWPR).
После того, как в период распада СССР армяне Нагорного Карабаха требовали выйти из состава Азербайджана, вспыхнула война, которая закончилась в 1994 году перемирием, но не мирным договором. Азербайджан отказывается вести переговоры с руководством Карабаха, и, таким образом, переговоры, которые ведутся при посредничестве ОБСЕ, проходят только между Азербайджаном и Арменией. Эти переговоры не принесли особого прогресса, так как фундаментальные взгляды двух сторон насчет будущего Карабаха – независимость или реинтеграция – столь далеки друг от друга, что трудно обсуждать даже такие предварительные шаги, как возвращение беженцев и возмещение убытков, подчеркивают авторы статьи.
Глава НПО «Против правового произвола» Лариса Алавердян в беседе с IWPR отметила, что самый важный вопрос, который должен быть решен, – это форма компенсации, будь то финансовая компенсация, обмен имущества или возвращение в свои прежние места проживания.
Согласно материалу, Минас Саргсян начал разбирательство с Азербайджаном в ЕСПЧ в 2006 году, заявляя, что бои в 1992 году заставили его покинуть свой дом в селе Гюлистан в Шаумянском районе. Он скончался в 2009 году, и его сын Владимир Саргсян продолжил дело. Он говорил, что его отец всегда хотел вернуться в Гюлистан. «Гюлистан означает “земля роз”. Оно было очень красивым и богатым селом. Как и у всех остальных, у нас был дом, домашний скот и огород. Я не знаю, какая компенсация будет нам выплачена, но я рад нашей победе», – отметил он.
Армянский правозащитник и эксперт по международному праву Ара Казарян в свою очередь в интервью IWPR отметил, что следующим шагом должна быть передача решений в Комитет Министров СЕ, который следит за исполнением решений ЕСПЧ.
«Диалог при посредничестве Комитета министров должен начаться между Арменией и Азербайджаном», – заявил он, отмечая, что обе стороны должны определить форму восстановления имущественных прав и разработать механизмы компенсации, которые будут касаться также тысячи других подобных дел.
«Правозащитники согласны, что решение ЕСПЧ стало прецедентом для создания системы возмещения имущественного ущерба. Однако отсутствие прогресса в процессе мирного урегулирования карабахского конфликта является препятствием. Технически, Армения и Азербайджан все еще находятся в состоянии войны, и решение таких вопросов, как имущественные права и возвращение перемещенных лиц переплетаются с ключевым вопросом: что случится с самим Карабахом?» – отмечают авторы статьи.
В беседе с IWPR Казарян подчеркнул, что реализация механизмов не начнется до тех пор, пока карабахский вопрос не решится на политическом уровне.
«Если мы рассмотрим вопрос с чисто правовой точки зрения, то решение ЕСПЧ является конечным и должно быть выполнено. Однако нельзя смотреть на проблему исключительно в правовых рамках, так как существует много аспектов, включая политические», – отметил председатель Комиссии парламента РА по государственно-правовым вопросам Ованнес Саакян.
А с точки зрения директора Общества гуманитарных исследований Азербайджана Авеза Гасанова, решения ЕСПЧ являются «напоминанием» для обеих сторон о необходимости вновь приблизиться в процессе мирного урегулирования. «Эти дела ждали рассмотрения в ЕСПЧ довольно долго. Решения вынесли именно в период самого серьезного отдаления сторон от урегулирования конфликта и учащения разговоров о войне», – указывает Гасанов, добавляя, что стороны не намерены выплачивать компенсации истцам.
С другой стороны, авторы статьи обращают внимание на то, что даже если решения ЕСПЧ стали прецедентом для истцов, которые в начале 1990-х были переселены из Нагорного Карабаха и окружающих территорий из-за военных действий, это не дает надежды армянам и азербайджанцам, массово покинувшим Азербайджан и Армению в результате эскалации напряженности и насилия до и во время конфликта, также оставляя свои дома и имущество.
Координатор занимающегося правами бежавших из Азербайджана армян НПО «Беженцы и международное право» Элеонора Асатрян отметила, что решения ЕСПЧ не касаются более чем полмиллиона беженцев, которые приехали из Азербайджана в 1988-1990 гг. «В решении ЕСПЧ есть много информации, но там нет ни слова об этнических чистках, имевших место в Сумгаите, Баку, Кировабаде и других городах Азербайджанской ССР, из-за которых более 500.000 людей стали беженцами. В решении ЕСПЧ говорится, что вооруженный конфликт начался в 1988 году, но судебные разбирательства относятся только к 1992 году», – подчеркнула она.
Глава Азербайджанского национального комитета Хельсинской гражданской ассамблеи – Арзу Абдуллаева, в свою очередь, надеется, что решения ЕСПЧ будут способствовать урегулированию конфликта. «Особенно положителен тот факт, что иски были с двух сторон. Рассматривание этих дел в ЕСПЧ поднимет осведомленность о карабахском вопросе на мировом уровне. Рост количества подобных дел будет играть просветительскую роль. Я уверена, что подобные дела будут способствовать мирному урегулированию конфликта. Самое главное, чтобы вражда между двумя народами наконец прекратилась», – отметила Абдуллаева.
Материалы по теме:
Г. Костанян: ЕСПЧ воздержался от обращения к вопросу о статусе карабахского конфликта
Эмиль Бабаян: ЕСПЧ – не та инстанция, которая должна обсуждать пути решения карабахского конфликта
Офис омбудсмена поможет проживающим в НКР беженцам подать иски против Азербайджана в Евросуд