Крах экономики накануне парламентских выборов в Азербайджане – предвестник социального бунта
Прошлый год для азербайджанской экономики выдался не из легких, но тем не менее за счет финансовых резервов удалось выйти из, как тогда казалось, временного затруднительного положения из-за резкого падения мировых цен на нефть. Эксперты предрекали девальвацию национальной валюты, долларизацию экономики, повышение цен на первичные продукты питания, однако Центробанк Азербайджана продолжал тратить миллиарды на удержание стабильности. То, чем это обернулось для азербайджанской экономики впоследствии можно назвать «катастрофой».
В результате столь непродуманной политики властей, в феврале 2015-го года манат за одну ночь рухнул на 34%. Началась паника населения, привыкшего жить в «развивающемся самыми быстрыми темпами богатом Азербайджане», где все под контролем, начали пустеть обменники и продуктовые магазины. Вопрос в том, понимают ли рядовые азербайджанцы, что строить экономику зависимой от энергоресурсов, объемы которых не только ограничены, но и могут оказаться невостребованными на рынке - это залог серьезных проблем уже в скором будущем.
Доля нефтяного и газового сектора в экспорте Азербайджана составляет более 90%, несмотря на заявления властей страны о развитии ненефтяного сектора. И если среднеэкспортная цена нефти будет в районе $60 за баррель, то Азербайджан будет терять 40% прибыли от ее продажи. При этом ненефтяной сектор в Азербайджане не просто не развит, но даже при бурном подъеме не сможет заполнить бюджет, на 80% формирующийся из доходов от продажи нефти и газа. Впрочем, в течение первого полугодия 2015 года ненефтяной экспорт в Азербайджане также сократился на 29%. В целом же экспорт снизился почти вдвое.
То, что азербайджанский бюджет в этом году будет выполнен с серьезным дефицитом, уже не скрывается даже на официальном уровне. Ведь цена на нефть в него была заложена на уровне $90 за баррель, при этом весь год экспортируемая азербайджанская нефть марки Azeri Light держалась на уровне отметки $55. Заполнять дыры в бюджете, которые уже составили около $5 млрд, будут за счет Нефтяного фонда, который и сам стремительно теряет активы. По прогнозам экспертов, этой «подушки безопасности» азербайджанской экономике хватит всего на пару лет в случае, если ситуация не изменится и цены на нефть не поползут вверх. При этом, валютные резервы Центробанка Азербайджана с начала года сократились на 39%, а это примерно $2 млрд. в месяц. Доходы Госнефтефонда Азербайджана в долларовом эквиваленте за год снизились почти вдвое с $8,3 млрд. до $3,9 млрд.
Первое время внешне плачевная ситуация в азербайджанской экономике не проявлялась так явно. Страна готовилась к Европейским играм, на которые было уже затрачено до $10 млрд, внимание общественности было сконцентрировано на зрелищных мероприятиях, а тем временем власть начала «выбивать» деньги из олигархов и крупных бизнесменов. Более 70 предпринимателей, имевших кредиты в Международном банке Азербайджана были арестованы и подвергнуты пыткам. Однако задолженность на общую сумму $6 млрд. получить так и не удалось.
Вторым шагом правительства Азербайджана стало замораживание всех государственных инфраструктурных проектов, а также массовые сокращения в промышленном секторе. В результате промышленное производство сократилось на 29% только за первый квартал 2015 года, а иностранные инвесторы начали стремительно покидать страну один за другим. Первыми ласточками стали французская компания Total и норвежская Statoil, продавшие свои доли акций в нефтегазовых проектах. Далее из страны ушли Harvey Nichols, KIA Motors, FedEx Express и другие крупные мировые бренды.
Рейтинговые агентства отреагировали понижением рейтинга Азербайджана и негативными прогнозами на следующий год. В результате общего спада экономики миллионы граждан страны потеряли покупательскую способность на 30%. Также негативно на населении сказалось многократное сокращение денежных переводов от соотечественников, работающих в России.
Не спасут экономику от краха и возможные повышения мировых цен на нефть. Общеизвестно, что нефтяные доходы в Азербайджане достигли своего пика в 2010- 2011 годах и дальнейшего роста добычи и экспорта уже не предвидится. По подсчетам Центра нефтяных исследований «Caspian Barrel», за последние пять лет в среднем ежегодно темпы снижения добычи нефти в Азербайджане составляли 17,5%. Как в свою очередь отмечает Международный валютный фонд в своем докладе в 2013 году, запасы нефти Азербайджана могут быть исчерпаны уже через 15-20 лет. Несмотря на прогнозируемое увеличение добычи газа, доходы от экспорта газа вряд ли помогут компенсировать снижение доходов от продажи нефти из-за различий в ценах и быстрых изменений на газовом рынке.
Таким образом концепцию национального развития Азербайджана «Азербайджан 2020: взгляд в будущее» можно считать полностью проваленной. Как признал министр энергетики Азербайджана Натиг Алиев в интервью телеканалу «Al-Jazeera Türk», после падения цен годовые доходы Азербайджана сократились на $5-6 млрд, а это треть от доходов Госнефтефонда страны. При этом Госнефтекомпания Азербайджана (SOCAR) имеет около $7 млрд. долга, а в совокупности с госдолгом страны – $10 млрд.
Таким образом, расточительность, неэффективность экономики Азербайджана становится все более очевидной. Всемирный банк недавно опубликовал утвержденный Советом директоров рамочный документ по партнерству (CPF) с Азербайджаном на 2016-2020 годы. Прогнозируется снижение ВВП на душу населения с $7,938 до $5,447, то есть почти на треть. Согласно агентству, в отчете отмечается также рост инфляции, которая в этом году станет двузначной и составит 10,0%.
А между тем в Баку массово закрываются бутики, ювелирные магазины и эксперты прогнозируют вторую волну девальвации, которую власти пытаются придержать до завершения парламентских выборов, которые пройдут 1 ноября. Правящий режим отлично понимает, что еще один сокрушительный удар по карману граждан может обернуться социальным бунтом, который ранее уже вспыхивал в Губе, Исмаилли и чуть не начался на днях в Мингечавире. А народные волнения в условиях углубляющегося экономического кризиса – прямая угроза правящей верхушке, которая годами создавала миф о прочном финансовом благополучии страны, скрывая неэффективный менеджмент за высокими ценами на нефть. И чем дальше, тем сложнее режиму будет добиваться лояльности граждан, социальные условия жизни которых будут стремительно ухудшаться из года в год. Нефтяной бум в Азербайджане закончился, как и надежды на построение государства, состоятельность которого не вызывала бы сомнений. А тем временем, президент страны Ильхам Алиев 1 сентября 2015 года созвал экстренное совещание кабинета министров, посвященное экономической ситуации в стране, итоги которого так и не были обнародованы…
Анжела Элибегова, эксперт по геополитике Южного Кавказа