Россия готовится к падению цен на нефть ниже 40 долларов за баррель: разработан стрессовый сценарий
Сегодня Банк России представил новые сценарии развития российской экономики, которые опубликованы в «Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2016-2018 годы». Как передает РБК, стрессовый сценарий, разработанный регулятором, предполагает снижение цен на нефть ниже 40 долл./барр. на протяжении трехлетнего периода и инфляцию на уровне 7–9% в 2016 году.
«Негативное влияние внешнеэкономической конъюнктуры на экономику реализуется через сокращение доходов от экспорта, ухудшение платежеспособности заемщиков, имеющих задолженность в иностранной валюте, снижение привлекательности вложений в российскую экономику для российских и внешних инвесторов, а также через ограничение возможностей по финансированию бюджетных расходов», – говорится в опубликованном документе.
В этих условиях спад ВВП в 2016 году может превысить 5%. В случае реализации стрессового сценария, «выход на траекторию роста экономики РФ может быть только в 2018 году», отметила председатель ЦБ РФ Эльвира Набиуллина.
Стрессовый сценарий предполагает сохранение внешних санкций в отношении российской экономики на протяжении трехлетнего периода без значительного изменения масштаба или характера их действия, заявила Набиуллина. По ее словам, реализация стрессового сценария потребует проведения более жесткой денежно-кредитной политики.
Ранее, в марте, ЦБ закладывал в стрессовый сценарий развития экономики сохранение цены на нефть Urals на уровне $40 за баррель в течение трех лет. По прогнозам регулятора, такой сценарий предусматривал инфляцию 17–19% в 2015 году и сокращение ВВП на 5,3–5,8%.
Впервые стрессовый сценарий регулятор разработал в октябре 2014 года. Тогда ЦБ говорил, что при падении мировых цен на нефть до 60 долл./барр. российская экономика в 2015 году упадет на 4,5–4,7%. Его вероятность регулятором оценивалась как низкая.
«Цель этого сценария – нарисовать шоковый сценарий, чтобы отработать какие-то действия, которые нужно будет совершать, чтобы ограничить негативные последствия», – объясняла первый зампред ЦБ Ксения Юдаева.