«Голос Армении»: Странная реакция на заявление американского посла
Газета «Голос Армении» в номере от 26 сентября пишет: «Будет лучше, если посол Ричард Миллс будет заниматься своими непосредственными обязанностями, то есть дипработой, а не инвестиционными проектами. Об этом в беседе с АрмИнфо заявил глава фракции РПА Ваграм Багдасарян, комментируя резкую критику американского дипломата относительно повсеместной коррупции в Армении, что препятствует успешной реализации различных инвестиционных проектов.
Основная миссия американского посла – это дипломатическая работа, но, если он взял на себя также функцию реализации различных инвестиционных проектов, думаю, это у него плохо получается. Однако я оптимист, и думаю, что в конце концов чаяния посла Миллса по активизации инвестиционного климата в Армении оправдаются, поскольку в этом направлении активно работает правительство страны", - заверил депутат.
Но невозможно умолчать. Прежде всего, стоит отметить, что "резкость" в заявлении американского посла в интервью радио "Свобода" несколько преувеличена. На самом деле дипломат сказал, что коррупция является серьезной проблемой для Армении, играет большую роль в повседневной жизни страны и если эту проблему решить не удастся, то это скажется на отношениях двух стран в конкретных сферах, например, повлияет на инвестиции. "Я прилагаю большие усилия для поощрения инвестиций и торговых отношений между Арменией и Соединенными Штатами. Думаю, что сейчас пришло время сосредоточиться на этом. Однако для привлечения американских инвестиций инвесторы должны знать, что вступают в среду, где ко всем относятся одинаково, где нет недобросовестной конкуренции, государственные услуги в равной степени доступны для всех", - отметил Ричард Миллс.
При условии, что факт наличия коррупции в Армении признается властями, чему свидетельством является хотя бы существование при правительстве Совета по борьбе с коррупцией, раздражение Ваграма Багдасаряна выглядит как минимум странным. Резкой, скорее, можно назвать реакцию самого депутата, нежели заявление американского дипломата. И уж вовсе странным прозвучал упрек Багдасаряна в адрес посла на предмет того, что тот вмешивается во внутренние дела Армении. Странной эта претензия выглядит вовсе не потому, что у Ричарда Миллса и в мыслях не было вмешиваться в наши внутренние дела. Отнюдь. Просто в случаях, когда американские дипломаты делали это гораздо более бесцеремонно, представители армянской власти в лучшем случае отмалчивались. А тут... Складывается впечатление, что на сей раз нас задели за живое, точнее, посягнули на святое.
Дабы не быть голословным, приведу пару примеров вмешательства американских дипломатов во внутреннюю жизнь Армении и реакцию представителей нашей власти на подобные вольности. Например, в прошлом году Джон Хефферн открыто предупреждал, что если сделка по продаже Воротанского каскада ГЭС американской компании сорвется, то "это станет очень серьезным сигналом для западных инвесторов". На этот, прямо скажем, элемент шантажа и открытого вмешательства во внутренние дела Армении армянская сторона отреагировала, мягко говоря, неадекватно. Никто не упрекнул посла в недипломатической деятельности, никто не посоветовал ему заниматься своими делами. Наоборот, позже премьер-министр РА заявил, что даже если американцам каскад продан не будет, все равно никому другому объект не достанется. Тем самым отечественное правительство, по сути, признало, что услышало корректное, но грозное предупреждение американской стороны. Теперь аналогичное заявление уже другого посла США воспринимается в штыки...
Следующий случай, когда напрашивалась принципиальная реакция армянской стороны на не совсем дипломатический шаг американского посла, произошел совсем недавно: Ричард Миллс призвал вице-спикера НС Эрмине Нагдалян уйти с должности главы депутатской группы дружбы Армения – США.
Посол объяснил, что Нагдалян не может руководить группой дружбы Армения – США, поскольку является членом российского клуба "Грибоедов". Почему-то никто из представителей нашей власти не стал объяснять послу, что глава парламентской армяно-американской группы может иметь личные интересы, к которым и относится участие в грибоедовском клубе. И что подобные вопросы - внутреннее дело Армении. Более того, Эрмине Нагдалян тихо-мирно оставила пост руководителя армяно-американской группы, последовав навязчивому совету иностранного дипломата. Теперь, видите ли, нас оскорбляет упоминание о наличии в стране коррупции...
Сказанное отнюдь не означает, что Ричард Миллс выглядит убедительным в своих рассуждениях о коррупции в Армении. Даже если оставить в стороне подтекст данного заявления посла (к чему чуть позже вернемся) и сосредоточиться на сугубо коррупционном аспекте, то возникает вопрос: почему при наличии угрожающей армяно-американскому сотрудничеству и отпугивающей инвесторов коррупции, американская компания не побоялась вложить 180 миллионов долларов в Воротанский каскад? Заметьте, произошло это почти месяц назад, и тут отмазки типа "сегодня ситуация ухудшилась" просто не работают: за месяц ситуация не могла принципиально измениться. Так что посол явно лукавит.
Теперь о подтексте. Многие, как и сам Ваграм Багдасарян усмотрели в заявлении посла антироссийский выпад и соответствующий сигнал для армянской стороны. Дескать, американцам не нравится наша ориентация в сторону России, которую в Вашингтоне считают источником зла, угрозой мирового масштаба и т.д. Что ж, есть все основания считать, что противостояние между Россией и США проявляется на всех площадках и Армения в этом плане вовсе не исключение. Да, у нас действительно сталкиваются интересы России и Запада и по мере поляризации этих интересов столкновения становятся более жесткими. Но это не должно раздражать представителей отечественной власти. В конце концов это издержки формулы "И-И", которая наряду с плюсами имеет и минусы.
И еще. То, что из всех аналогичных заявлений-упреков с американской стороны именно антикоррупционное запало в душу представителям армянской власти, пожалуй, является наглядной иллюстрацией серьезных коррупционных проблем в стране. И вместо того чтобы огрызаться, лучше всерьез задуматься о последствиях процветающей в стране коррупции. Да, Миллс не прав. Да, его заявление похоже на попытку давления. Но не надо забывать, что коррупция - один из рычагов такого давления, который (рычаг) мы даже не пытаемся демонтировать».