Политолог: Провокациями на границе президент Азербайджана Ильхам Алиев пытался скрыть панику
Последние развития, связанные с политикой Баку, проанализировал в комментарии для Panorama.am политолог Армен Минасян.
Перевод комментария эксперта приводим без сокращений.
На фоне напряженности на линии соприкосновения ВС Нагорно-Карабахской Республики и Азербайджана, а также в условиях активных информационных потоков в связи с юбилейной 70-й сессией Генассамблеи ООН незаметным осталось одно чрезвычайно важное обстоятельство. В сессии Генеральной Ассамблеи не участвовал президент Азербайджана Ильхам Алиев. А до этого он не принимал участия в церемонии открытия Соборной мечети в Москве. Казалось бы, здесь нет ничего необычного. Но это лишь на первый взгляд. Анализ событий показывает, что Алиев-младший в эти дни избегает контактов с внешним миром и стоит перед достаточно серьезными вызовами.
В Москве 23 сентября торжественно была открыта крупнейшая в Европе соборная мечеть. В церемонии открытия, помимо президента РФ Владимира Путина, приняли участие президенты Казахстана и Турции Нурсултан Назарбаев и Реджеп Тайип Эрдоган, а также палестинский лидер Махмуд Аббас. Между тем, Ильхам Алиев отсутствовал на данном мероприятии, хотя его визит планировался. Дело в том, что строительство Московской соборной мечети, по некоторым сведениям, финансировался Баку и его усилиями, и лишь потому, что армяне в Москве инициировали строительство Армянской кафедральной церкви Преображения Господня.
Фактически, Алиев-младший, исходя из определенных обстоятельств, был вынужден отказаться от участия в мероприятии, представляющем для него большое имиджевое, политическое и идейное значение. Поскольку никаких официальных разъяснений на этот счет нет, остается только предполагать, что Ильхам Алиев отказался от визита в Москву во избежание контактов с руководством России. Судя по официальным сообщениям и полуофициальным утечкам за август-сентябрь, такие причины у президента Азербайджана были. Предполагается, что загнанному Западом в угол Азербайджану официальная Москва выдвинула определенные ультиматумы в связи с присоединением к интеграционным процессам вокруг РФ. В свое время, когда цены на нефть были высокими и капитализация Азербайджана в международных отношениях имела определенную цену, Алиеву удавалось сопротивляться подобному давлению, называя это сопротивление политикой необъединения. Однако резкое изменение международной ситуации сузило пространство для маневров Алиева-младшего. А ключевых перемен было несколько, и все они касались режима Алиева.
Первой переменой, безусловно, стал спад на рынке энергоносителей. Это стало сильнейшим ударом не только по финансовым, но и по политическим возможностям режима Алиева. В конце концов, политические дивиденды Алиев зарабатывал не только на реализации нефти, но и на различных спекуляциях вокруг этого (проведение либо отказ проводить тот или иной трубопровод по территории той или иной страны). Наблюдающиеся в сфере тенденции резко сократили эти возможности Алиева.
Вторым важным фактором является возможное урегулирование иранского кризиса. Независимо от того, на каких условиях, в конце концов, Иран и Запад придут к соглашению (на что стороны, кажется, настроены), налицо факт, что список пострадавших от данного соглашения возглавит Азербайджан. Баку не только лишится чести быть энергетической и коммуникационной альтернативой, но и столкнется с серьезными стратегическими угрозами.
И, наконец, самое важное: после украинского кризиса общечеловеческие ценности начали не только на словах, но и на деле предпочитаться Западом политическим интересам, и усилилось давление на диктаторские режимы.
Под воздействием в основном этих и ряда других факторов официальный Баку в настоящее время оказался в тяжкой ситуации, и, естественно, что Москва, всегда выступающая с деловыми предложениями к тем, кто попал в подобное положение, пытается воспользоваться моментом. Скорее всего, российская сторона говорит на языке ультиматумов, что нервирует Алиева-младшего, привыкшего направо и налево заявлять, мол, он самый независимый политик в мире, и заставляет его прибегать к самому испробованному методу – избегать контактов.
Как было отмечено, вторым значимым событием стало отсутствие Алиева в Нью-Йорке. О планах Алиева-младшего посетить Нью-Йорк было известно еще год назад. 27 октября 2014г. на встрече с президентом Армении Сержем Саргсяном в Париже, в которой принимал участие также президент Франции Франсуа Олланд, Ильхам Алиев договорился об очередных переговорах с армянским коллегой в рамках 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке. Об этом было сделано соответствующее заявление. Но спустя год выяснилось, что имени Ильхама Алиева в числе посетивших Нью-Йорк лидеров 144 стран и 9 тысяч дипломатов просто нет. В итоге, договоренность на парижской встрече не была выполнена, и как всегда – по вине Азербайджана.
Естественно, встреча с Сержем Саргсяном и вообще договоренность с мировым сообществом ничего не стоят для таких авторитарных лидеров, как Алиев. Единственным измеряемым результатом для него служит собственный имидж и стремление возвыситься в глазах азербайджанского общества. В Нью-Йорке же данная задача не просто не была бы решена, но и напротив – Алиева ждало прямо противоположное: представители ведущих мировых СМИ и правозащитники, собравшиеся напротив центрального офиса ООН, просто завалили бы президента Азербайджана вопросами касательно нарушений прав человека в возглавляемой им стране, причем, держа в кадре постеры с именами и портретами отправленных за решетку Лейлы Юнус и Хадиджи Исмайловой. Хоть это и может показаться фантастикой, но именно так поступили армянские журналисты с главой МИД Азербайджана Эльмаром Мамедъяровым. В случае появления Ильхама Алиева шоу, безусловно, имело бы куда больший эффект.
Именно этот эффект заставил Алиева-младшего отказаться также от мысли посетить Нью-Йорк. А чтобы подданные не увлеклись неприятными для него обсуждениями в Нью-Йорке, Алиев обеспечил для них легко реализуемую сцену, организовав очередную провокацию на границе и линии соприкосновения. Вне всякого сомнения, что пропагандисты Баку не раз протрубили о факте убийства в результате применения тяжелой артиллерии мирных армянских женщин с целью продемонстрировать военно-стратегический талант Ильхама Алиева.