Азербайджанский социолог: Главный вызов властям Азербайджана – отсутствие альтернативы расширяющемуся влиянию исламистов
Научный сотрудник Института философии, социологии и права Национальной академии наук Азербайджана Сергей Румянцев в опубликованном на украинском историческом портале «historians.in.ua» социологическом эссе под названием «ПостСоветская модернизация Азербайджана» анализирует процессы и механизмы модернизации Азербайджана и азербайджанского народа.
В частности, автор делает небольшой исторический экскурс в этапы модернизации, основные идеи «осовременивания» пластов социально-экономической жизни Азербайджана. В том числе, попытки на каждом историческом отрезке последних 150 лет «догнать эту все время ускользающую современность», что дополнялось установкой на возрождение народных обычаев и традиций, особенно связанных с исламом, и на создание и развитие современных рыночных отношений и свободного гражданского общества.
В главе «Шансы на модернизацию и трансформацию от авторитарного к либеральному сообществу» автор пишет о том, что, несмотря на безусловно имевшие место изменения, в социально-политической, культурной и прочих сферах Азербайджана они не привели к формированию экономически стабильного, урбанизированного и индустриализированного общества. «Азербайджанская экономика так и не стала рыночной и держится преимущественно на добыче и продаже нефти и природного газа. Вместо урбанизации можно наблюдать скорее рурализацию (обратный от урбанизации процесс – прим.) городов», - пишет автор, отмечая, что индустриализация в Азербайджане закончилась вместе с концом Советского союза.
Согласно Румянцеву, сегодня в стране, где на уровне депутата парламента обсуждается вопрос, имеют ли право мужчины носить шорты в публичных местах, чаще можно услышать от самых разных людей суждения, что нынешний политический режим еще «хуже» или даже авторитарнее советского. И в свете этого он задается вопросом: «а каковы были шансы для успешного прохождения подобных трансформаций в Азербайджане?», учитывая, что современное «азербайджанское воображаемое сообщество» представляет собой продукт двух взаимоисключающих традиций, выступающих в качестве исторических соперников свободного гражданского общества.
По мнению автора, первая традиция связана с религией, влияние которой теперь быстро растет. Оппонируя Геллнеру, по мнению которого «мусульмане [...] оказались не слишком чувствительны к внутренней организации политической власти, и с удивительным безразличием воспринимают сегодня откровенно пристрастные и далекие от щепетильности действия своих правительств», Румянцев пишет, что появление в Азербайджане радикальных исламистов «несколько усложняет образ созданного Геллнером мусульманского общества». «Исламских радикалов трудно обвинять в безразличии к режиму. Только их цель не в демократизации, а в создании еще более консервативного и авторитарного режима», - пишет он.
Несмотря на то, что официально Азербайджан – это светское государство, два последних его президента – отец и сын Алиевы, а также разного ранга чиновники и деятели культуры не упускают случая подчеркнуть, что Азербайджан - это еще и страна с преимущественно мусульманскими традициями и населением. «Официальные биографы семьи Алиевых рассказывают в своих книгах о том, какими глубоко верующими людьми в сложные советские годы оставались бывший президент (генерал КГБ и глава компартии Азербайджана) Гейдар Алиев и его сын – нынешний президент Ильхам Алиев.
Практически сразу после прихода к власти летом 1994 года Гейдар Алиев со своим сыном и наследником совершают хадж в Мекку. Ильхам Алиев во время инаугурации клянется не только стоя перед текстом конституции, но и держа руку на Коране. В апреле 2015 года президент во второй раз посещает Мекку, в этот раз сопровождаемый всеми членами его семьи. Незадолго до семейного хаджа Ильхам Алиев открывал в Баку самую большую в стране Гейдар-мечеть, построенную в память о его отце», - пишет Румянцев, из чего делает вывод, что азербайджанский режим Алиевых не является строго секулярным, а живет в соответствии с мифом секулярного нейтралитета.
Автор пишет также, что власти Азербайджана пытаются сохранить контроль над религиозными институтами и идеологией, публично подчеркивая свою приверженность исламским ценностям, что понятно для страны, абсолютное большинство жителей которой идентифицируют себя с принадлежностью к исламу. Даже, несмотря на то, что идентификация большинства с исламом не подразумевает обязательное исполнение даже минимума предписываемых исламом норм и правил поведения. «Главный вызов не в том, что в стране растет численность активных мусульман-шиитов или постоянно увеличиваются в численности и расширяют свое влияние группы и сети суннитов - салафитов. Главный вызов в отсутствии реальной альтернативы постепенно расширяющемуся влиянию исламистов», - считает Румянцев, отмечая, что режим очень старается казаться мусульманским и светским одновременно, то есть «с удобством усидеть на двух стульях».
По мнению Румянцева, при сложившейся традиции и обстановке в ближайшие годы властям Азербайджана придется противостоять растущему числу радикалов-исламистов и одними репрессиями ситуацию не переломить. Тем более, маловероятно, что практикующие мусульмане поверят в чистые помыслы режима и в его искреннюю поддержку религиозных институтов. «Вместо стремления выглядеть святее Папы Римского, необходимо предпринимать попытки формирования широкого и массового гражданского сопротивления радикализму. Но нынешний режим не готов к такой гражданской мобилизации. Боится этого пути больше, чем исламистов» - пишет автор, утверждая, что, если в азербайджанском обществе не возникнет широкого и публичного секуляристского движения, репрессивный аппарат власти рано или поздно потерпит поражение в этой конкурентной борьбе. Как правого, так и левого толка.
Хотя, в стране подобной Азербайджану, где только несколько интеллектуалов рискуют публично заявить о том, что считают себя людьми нерелигиозными или атеистами, вряд ли может возникнуть подобное движение. «Активным исламистам противостоят не убежденные и не менее активные антиклерикалы или атеисты, а различные коррумпированные и малоэффективные спецслужбы, сотрудники которых только выполняют приказы. Если однажды по какой-то причине такие приказы перестанут исполняться, станет очевидным что азербайджанское общество не готово активно противостоять требованиям исламистов», - считает автор.
Продолжение следует
Отметим, что Сергей Румянцев – социолог, научный сотрудник Института философии, социологии и права Национальной академии наук Азербайджана, руководитель независимой исследовательской группы «новатор» (Баку), научный сотрудник Фонда Александра фон Гумбольдта (постдокторская программа) Института европейской этнологии Университета имени Гумбольдта (Берлин).