Тургут Эр: Гейдар Алиев стоял у истоков создания Рабочей партии Курдистана
Проблема Рабочей партии Курдистана (РПК) находилась в центре внимания азербайджанского общества, политологов и СМИ. По словам экс-президента Азербайджана Абульфаза Эльчибея, Гейдар Алиев имел серьезный вклад в дело создания и обеспечения деятельности РПК. Об этом в своей книге «От свободы к тирании» пишет Тургут Эр – турецкий дипломат, служивший пресс-атташе в посольстве Турции в Азербайджане в годы правления Гейдара Алиева.
На одной из встреч Эльчибей рассказал, что в 1970году Гейдар Алиев был Первым секретарем Компартии Азербайджана и кандидатом в члены Политбюро СССР. Он нравился Москве и был спецпредставителем по Турции и Ближнему Востоку. Самые сильные позиции у КГБ были в Баку, откуда осуществлялась широкомасштабная работа в зарубежных странах, особенно в Турции и на Ближнем Востоке.
«Еврей по происхождению, Евгений Примаков был тогда заместителем Гейдара Алиева по приказу которого осуществлял тайные визиты в Ирак, Сирию, Ливан и Египет. Особое старание он проявлял в заданиях, представляющих интерес для Гейдара Алиева. Он встречался с учителями РПК – лидерами Организации освобождения Палестины аль-Хаббашем и Хафизом Асадом, с которым Гейдар Алиев был в дружеских отношениях. Руководимый партией БААС Ирак, Сирия и ООП получали материальную и военную помощь через Алиева», – цитирует Эльчибея автор.
По словам Эра, в одном из интервью в 1988 году Эльчибей рассказал, что РПК была создана Гейдаром Алиевым, после чего Алиев подал в суд на Эльчибея и ему запретили выезд из страны.
Весной 1994 года началось серьезное давление на Гейдара Алиева как внутри страны, так и за ее пределами. Несмотря на то, что вся его жизнь была связана с Россией, Москва ему не доверяла и Алиев находился на пороге побега из страны. В это время в Стамбуле проходило заседание глав МИД стран-членов НАТО. Гейдар Алиев рано утром связался с послом Турции в Азербайджане Алтаном Караманоглу и попросил устроить аудиенцию у Госсекретаря США. Президент Турции Сулейман Демирель поручил внести в повестку заседания соответствующие изменения, чтобы президент Азербайджана не был вынужден встречаться с Госсекретарем в гостинице или в коридорах. Узнав об этом Алиев заявил турецкому послу: «Мой самолет ждет в аэропорту. Я вылетаю в 11 часов в Стамбул. Как мой друг и брат Сулейман бей посадил меня на эту должность, так пусть и защищает».
В ходе встречи с Госсекретарем США Уорреном Кристофером Алиев выступил с двумя неожиданными и привлекательными предложениями: вместе эксплуатировать каспийские месторождения энергоресурсов и передать США Габалинскую РЛС.
Далее Алиев направился в Анкару, где встретился с президентом Турции Сулейманом Демирелем и попросил того направить в Азербайджан начальника Генштаба ВС Турции, генерала Догана Гюреша. А в ходе встречи с премьер-министром Турции Тансу Чиллер Алиев попросил выделить кредит, однако просьба была отвергнута, поскольку Алиев еще не выплатил проценты по кредиту в $250 млн., взятому в «Эксимбанке».
Вернувшись в Баку, Гейдар Алиев рассказал турецкому послу, как премьер отчитала его «как школьника, погрозив пальцем» из-за потраченного кредита и попросил организовать ее визит в Баку, чтобы «умаслить» Чиллер. «Вслед за этим в Баку прилетел Министр обороны России Грачёв в сопровождении своих генералов. Алиев понял, что его встречи и обсуждения в Турции вызвали беспокойство России», – пишет Эр.
Как вспоминает автор, в свою очередь прибывшего главу Генштаба Турции в Министерстве обороны встретили без должного военного протокола. «Его встречали пузатые и усатые военные, смотря на которых казалось, будто страна вовсе не находится в военном положении, а десятками лет живет в мире. Они кичились своими медалями советского времени»,- пишет Эр и отмечает, что во время встречи высокопоставленного гостя в Баку случился еще один казус: турецкий генерал, выйдя из самолета громко поприветствовал азербайджанских солдат в почетном карауле, но те ответили гробовым молчанием, пока министр обороны Азербайджана жестом не приказал им поблагодарить гостя.
Еще один инцидент произошел во время заседания в Министерстве обороны. На стене висела большая черная доска и карта Азербайджана с надписями на русском языке. Перед картой стоял мужчина в гражданской одежде и пытался переводить текст с русского языка, но военному атташе турецкого посольства Халилу Галайчиоглу постоянно приходилось его поправлять. Как оказалось, переводчик был сильно пьян и еле держался на ногах. Глава Генштаба Доган Гюреш начал задавать вопросы о дислокации войск на фронте, количестве военных и техники, однако вразумительного ответа так и не получил, от чего разозлился еще больше. Позже все эти сведения он получил от своего же военного атташе и приказал инвентаризировать всю военную помощь Турции Азербайджану, и сохранить в надежном месте на всякий случай.
Отметим, что после издания книги «От свободы до тирании. Словно Сталин и Берия ожили» власти Азербайджана обвинили Эра в клевете и антиазербайджанской деятельности, так как в книге он изобличает двуличное правительство Гейдара Алиева и доказывает, что Алиев часто действовал в своих личных интересах, а не для пользы государства и его народа. Тургут Эр, в свою очередь, сказал, что все рассказанное в книге основано на документах, которые известны и опубликованы. А обвинения в клеветничестве – это очередное свидетельство глупости и подлости властей Азербайджана.
Материалы по теме:
Тургут Эр: Принятая усилиями Турции Лиссабонская резолюция представлялась Гейдаром Алиевым как собственное достижение
Тургут Эр: Инвестировавшие в Азербайджан турецкие бизнесмены подвергались унижениям и рэкету со стороны режима Гейдара Алиева
Тургут Эр: Больше Гейдара Алиева азербайджанцы боялись и презирали Рамиза Мехтиева и его идеологию «азербайджанизма»
Тургут Эр: Гейдар Алиев известен в мире как атеист, коммунист и генерал КГБ