«Голос Армении»: Донос или «маразматическое недоразумение»?
Газета «Голос Армении» в номере от 24 октября пишет: «События развивались динамично. 9 октября на брифинге в парламенте зампредседателя АНК и руководитель одноименной фракции Левон Зурабян объявил, что председатель КС и руководитель комиссии по разработке проекта реформы Конституции Гагик Арутюнян подкупил Венецианскую комиссию. Зурабян объявил, что у него есть факты, которые подтверждают это обвинение. Когда Зурабяна попросили предъявить эти факты, он отказался со ссылкой на то, что не доверяет правоохранительным органам.
13 октября Генпрокуратура обратилась к главному управлению полиции по борьбе с организованной преступностью с поручением расследовать заявление Зурабяна. Управление направило в адрес Зурабяна письменные запросы с просьбой предъявить факты, свидетельствующие о подкупе.
В подобных случаях речь, как правило, идет о клевете и ложном доносе. Если Зурабян не доверяет правоохранительным органам, то, спрашивается, что мешает ему предъявить факты вниманию общественности? Пусть общественность узнает, как, где и при каких обстоятельствах Гагик Арутюнян подкупил главу Венецианской комиссии ДжанниБукиккио, а также ее рядовых членов-юристов с известными всему миру именами…
Ну а местные юристы уже вовсю намекают, что Зурабян мог бы сослаться на то, что озвучил чисто политическое заявление, которое не следует считать заявлением о преступлении. В конце концов, Зурабян может объявить, что под подкупом подразумевал не деньги или другие ценности, а то, что председатель КС и глава комиссии мог подкупить Букиккио своим интеллектом или красноречием…
Вместо этого партия АНК выступила с требованием отставки Арутюняна с поста председателя КС, мотивируя это требование тем, что председатель КС участвовал в агитации в пользу реформы, то есть судья занимался политической деятельностью, а это запрещено законом. То обстоятельство, что председатель судебной инстанции возглавлял специализированную комиссию и принимал участие в разработке проекта конституционных преобразований, по мнению АНК, ставит референдум и его итоги под сомнение, пока Арутюнян не подал в отставку и продолжает занимать пост председателя КС.
Ранее Арутюнян уже ответил на претензии армянского представительства международной организации "Транспаренси интернешнл". Позиция этой организации уже представлена нами в предыдущих публикациях, а потому повторяться не будем. Речь шла о том, что по итогам референдума могут быть обращения в КС и возникнуть сомнения в объективности суда. Арутюнян заявил, что комиссия уже расформирована, а он долгие годы занимался вопросами Конституции, а с 1999 по 2001 гг. возглавлял аналогичную комиссию, стало быть, его участие в разработке проекта реформы не может стать поводом для подозрений в предвзятости КС.
Требование об отставке председателя КС Зурабян подкрепил информацией о том, что в 2018 г. Арутюняну исполнится 70 лет, после чего он уже не сможет возглавлять КС по возрасту. В связи с этим зампредседателя АНК сделал вывод, что за оказанные услуги нынешняя власть может делегировать Арутюняна на пост президента РА.
Казалось бы, видный деятель оппозиции, заместитель экс-президента по партии сделал громкое заявление, озвучил обвинение в адрес председателя КС, Генпрокуратура предприняла определенные действия, а общество осталось абсолютно глухо и вообще никак на это событие не отреагировало.
То ли люди не поверили в то, что председатель КС способен на преступление в виде подкупа, то ли Букиккио вызвал симпатии армянских обывателей, но резонанс вокруг обвинения практически нулевой. Вот потому-то спикер парламента Галуст Саакян и заявил в одном из последних интервью буквально следующее: "Венецианская комиссия - уникальная структура, которая объединяет специалистов в области конституций, ее услугами пользуется весь мир. Когда же эту структуру опускают на уровень жэка, то это характеризует лишь того человека, который это делает, пытаясь своими высказываниями привлечь внимание. Если он говорит, что располагает фактами, то пусть предъявит их. В противном случае, конечно же, он подлежит уголовной ответственности. Я сам не сторонник подобной меры, потому что прекрасно представляю себе, во что в таком случае может превратиться ничтожество".
Иными словами, героизировать персону Зурабяна спикер не желает, а потому прозрачно намекает на то, что ситуацию следовало бы спустить на тормозах, то есть проигнорировать… Решение мудрое, если сбросить со счетов прецедент, ведь безнаказанность может послужить и служит толчком для потока бездоказательных обвинений в адрес высокопоставленных должностных лиц. Согласитесь, господа, факты и доказательства - основа любого обвинения даже в том случае, когда обвинитель защищен депутатским иммунитетом. КС на днях распространил заявление, в котором охарактеризовал обвинение Зурабяна в адрес Арутюняна "надуманным маразматическим недоразумением".
Некоторые юристы уже высказали мнение, что обвинение в адрес председателя КС следует считать политическим заявлением, а не ложным доносом. К примеру, адвокат ЕрвандВаросян заявил, что статья за ложный донос на Зурабяна не распространяется, так как подобное обвинение может быть выдвинуто только в соответствии с процедурой, предусмотренной УПК, а именно: гражданин должен явиться в правоохранительные органы, его обязаны предупредить об уголовной ответственности за ложный донос, он должен подписать документ о том, что его предупредили, и если после этого он изложит заведомо ложные сведения, то в этом случае его могут привлечь к ответственности.
Так или иначе, а председатель парламента прав, когда говорит, что ходатайство генпрокурора о привлечении депутата Зурабяна к уголовной ответственности может накалить общественные эмоции и создать Зурабяну имидж жертвы политических преследований».