День Ашура в Азербайджане: таинственно исчез молла, теолог призвал к радикализму, а в мечети угрожают кандидату в депутаты
Пропавший в день Ашура 52-летний молла Беюкага Мамедов из села Кюрсенги Сальянского района Азербайджана вернулся домой. Как передает сайт «Оху.аз», об этом сообщили близкие Мамедова.
По их словам, молла за 2 часа до появления со своего мобильного телефона, который был выключен 2 дня, позвонил дочери и сказал: «Не беспокойтесь, я иду домой». Затем Мамедов приехал домой на своей машине. Родные отказались рассказывать подробности рассказа моллы о том, что с ним произошло.
Ранее информационный портал «Хаккин.аз» писал о таинственном исчезновении сельской моллы. Согласно информации, Б. Мамедов после церемонии дня Ашура сел в автомобиль и поехал раздавать продукты малоимущим жителям села. Однако спустя некоторое время Б. Мамедов перестал отвечать на звонки.
В другом материале портала говорится, что во время ритуального шествия по случаю дня Ашура в нескольких районах Азербайджана звучали выступления и призывы достаточно радикального характера. Одно из самых массовых религиозных мероприятий, как это было и в прежние годы, прошло в пригороде Баку – Маштага.
Согласно информации, к верующим во время траурной процессии здесь обратился известный азербайджанский теолог, богослов шиитского толка, председатель Движения единства мусульман Талех Багирзаде. Он обвинял власти в нарушении прав верующих и призвал шиитов возвысить свой голос против подобных действий. Богослов имел ввиду разгон церемонии верующих в Гяндже.
По прошествии двух дней после Ашура Т.Багирзаде, однако, был вынужден оправдываться, заявляя, что ни к каким действиям экстремистского характера он не призывал. «Мы не хотим исламской революции и изменения конституционного строя в Азербайджане», – утверждает теолог в беседе с корреспондентом «Хаккин.аз». По словам теолога, он не призывал к революции, просто призвал власти Азербайджана наказать чиновников, мешающих верующим отправлять религиозные обряды. «Мы требуем, чтобы власти наказали главу Гянджи Эльмара Велиева, который силой разогнал церемонию Тасуа у мечети Шаха Аббаса. Мы будем настаивать на его увольнении», – сказал Т.Багирзаде, добавляя, что шииты Азербайджана будут защищать свои права и требовать соблюдения своих конституционных прав.
В материале также напоминается, что Т. Багирзаде в марте 2013 года был задержан, два дня спустя Сабунчинский суд выдал санкцию на его арест по статье 234.1 (приобретение и хранение наркотиков). Это произошло спустя неделю после его проповедей в одной из мечетей, где Т. Багирзаде жестко раскритиковал власти Азербайджана. Летом этого года он был выпущен на свободу.
Сайт «Минвал.аз» в свою очередь пишет о том, как в день Ашура заслуженная артистка Азербайджана Эльза Сеидджахан, выдвинувшая свою кандидатуру в депутаты в ноябре 2015 года от Шабран-Сиязанского избирательного округа №54, подверглась физическому давлению в мечети в Сиязане: «Я пошла в мечеть, мы с женщинами произносили марсию, когда один мужчина подошел ко мне и сказал, что я незаконно провожу здесь агитацию. Я сообщила, что пришла сюда не за этим, женщины тоже разозлились на него и стали выражать свой протест. Вдруг он захотел ударить меня кулаком, в этот момент женщины вмешались и прогнали его», – рассказал Э. Сеидджахан.
Далее кандидат в депутаты подчеркнула, что на нее оказали психологическое и физическое давление люди снова выдвинувшего свою кандидатуру нынешнего депутата Таира Сулейманова и другого кандидата Этибара Гейдарова.
Напомним, что 23 октября 2015 года в городе Гянджа группа верующих попыталась провести несанкционированный митинг перед мечетью Шаха Аббаса. Вызванные на место полицейские силы, разогнали митинг, охарактеризованный как «нарушение общественного порядка». Несколько верующих были задержаны. По словам представителя главного управления полиции Гянджи, прихожан мечети задержали, чтобы предотвратить планировавшееся шествие Тасуа в связи с траурным для мусульман днем Ашура. По словам одного из прихожан мечети Шах Аббаса, 23 октября им не разрешили даже дать азан и провести пятничную молитву.