«Голос Армении»: Убийство Анны Саркисян вызывает аналогии с трагедией 5-летней давности
Газета «Голос Армении» в номере от 27 октября пишет: «14 октября СМИ сообщили о страшном преступлении: в Москве 19-летняя студентка медуниверситета Анна Саркисян скончалась от ножевых ран, нанесенных азербайджанцем Эмилем Зульфугаровым. Чудовищное убийство девушки засняла камера видеонаблюдения: на кадрах человек в черном наносит несколько ударов ножом жертве, после чего убегает. Девушка остается лежать на асфальте и умирает до приезда "скорой помощи".
Российские телеканалы, поместив эти жуткие кадры, сообщили подробности преступления. Зульфугаров, как выяснилось, был долгое время влюблен в Анну и постоянно преследовал ее. Девушка, не испытывавшая к нему никаких чувств, пыталась отделаться от назойливого ухажера, а родители старались быть все время рядом, встречая и провожая ее по дороге в университет. Более того, отец убитой обращался и к матери обвиняемого, и – неоднократно - в полицию, однако безрезультатно. В полиции ему отвечали, что не могут вмешаться, пока ничего не случилось. И вот – случилось: в тот роковой день отец с дочкой случайно разминулись, Зульфугаров подошел к Анне на остановке, где она ждала транспорта, после короткого разговора достал нож и хладнокровно зарезал девушку. На фотографию, с которой смотрит еще детское лицо миловидной Анны, невозможно смотреть без слез…
Разговоры об этнической подоплеке случившегося, естественно, возникли сразу, причем некоторые российские СМИ поспешили назвать Анну "возлюбленной" азербайджанца, несмотря на заверения родителей о том, что она не только не отвечала ему взаимностью, но и всячески избегала и пыталась избавиться от его приставаний. Бакинские СМИ подхватили эту версию и также начали сводить все к драме на бытовой почве, дескать, молодые встречались, поссорились, эмоции, ревность и т.д. Между тем с уверенностью утверждать как об отсутствии этнической составляющей, так и о наличии таковой невозможно не только потому, что никаких отношений между жертвой и подозреваемым не было вплоть до стремления семьи девушки раз и навсегда оградить ее от нежеланного поклонника. Важным обстоятельством, на наш взгляд, является тот факт, что у Зульфугарова в "нужный момент" оказался при себе нож, которым он, не колеблясь, убил Анну Саркисян. Кроме того, девушка была еще какое-то время жива, однако он даже не попытался оказать "любимой" помощь и сбежал, оставив жертву истекать кровью. Наконец, редко какому мужчине, даже одержимому небывалыми чувствами, придет в голову вот так хладнокровно взять и зарезать предмет своей страсти. Убийство 19-летней девушки 19-летним парнем в любом случае и при любых обстоятельствах, мягко говоря, отнюдь не простое дело.
По сообщениям СМИ, Зульфугарова задержали сразу, возбуждено уголовное дело и идет следствие. На кадрах осиротевший отец в отчаянии говорит о том, что если бы правоохранительные органы вмешались после того, как он несколько раз просил их о помощи, дочь, скорее всего, удалось бы спасти от ножа маньяка. Но случилось то, что случилось…
Трагедия студентки-армянки невольно вызвала в памяти другую – 5-летней давности, когда опять-таки в Москве школьник-азербайджанец убил армянского юношу, учившегося в той же школе. Этот трагический инцидент наделал в свое время много шума и с самого начала также приобрел этнический оттенок – слишком хладнокровно и целенаправленно убивал Мамед Мамедов 16-летнего Эдика Маргаряна. Напомним, произошло это 7 сентября 2010 года и причиной драки школьников, как писали, тоже стал бытовой спор. Мамедов не простил Эдику какой-то шутливой фразы, начал задевать и оскорблять его на переменах, а после занятий вместе с дружками спровоцировал драку на детской площадке. В ходе драки Мамедов, владевший приемами боевого искусства, достал складной нож (с которым, судя по всему, ходил в школу) и нанес вначале ранения другу Эдика. После чего ударил самого парня так, что тот отлетел в сторону и ударился головой о дерево. Мальчику стало плохо, он начал задыхаться, однако Мамедов, по словам матери Маркаряна, просто добил Эдика, который спустя короткое время после драки скончался.
Дело это почти сразу приобрело весьма сомнительный оборот. Следователи заявили, что школьник скончался из-за слабого здоровья, и уголовное дело возбуждать не стали. Отец Мамедова сразу отправил сыночка-убийцу в Азербайджан, гражданином которого тот является, и принялся всех убеждать, что произошел, мол, несчастный случай: "Парнишка хиленький был, сердечко слабенькое, вот и не выдержал стресса". Врачи выступали с какими-то несуразными заявлениями о том, что Эдик якобы был болен и "мог умереть во время принятия холодного душа, из-за лая собаки, от воя машины, от анестезии". Однако при этом он не был поставлен на учет, не был освобожден от службы в армии, а родным парня даже не удосужились сообщить о его проблемах с сердцем. Судебное заседание постоянно откладывалось, мать Эдика – Алла Маркарян на протяжении долгого времени обращалась с различными исками, пытаясь добиться привлечения к ответственности и наказания виновного в смерти сына, но безуспешно. Одновременно в прессе появлялись сообщения о том, что Мамедов-старший потратил огромные суммы, чтобы спасти сына от правосудия, в итоге азербайджанцы отделались всего лишь крупным денежным штрафом. Убийство 16-летнего армянина осталось безнаказанным, несмотря на очевидность состава преступления…
Мы не собираемся разбирать сходство и разницу между этими двумя громкими убийствами. Отметим лишь, что у обоих преступников в нужный момент нашлись при себе ножи, которые они, не задумываясь, пустили в ход. Правда, Эдик был убит профессиональным ударом без применения холодного оружия, однако Мамедов еще в школе, как сообщается, размахивал ножом, а потом, уже во время драки, нанес русскому другу Маркаряна колотые ранения. И не приходится сомневаться, что в случае "необходимости" применил бы нож и для расправы с Эдиком. Отметим также, что в обоих случаях речь идет о "бытовых инцидентах" с участием армян и азербайджанцев, которые закончились смертью 16-летнего армянина и 19-летней армянки.
Зульфугаров сразу был взят под стражу, возбуждено уголовное дело, так что есть надежда, что ему не удастся уйти от наказания. В то же время, учитывая коррумпированность российской правоохранительной системы и неизменную готовность азербайджанцев воспользоваться этим (и то и другое ярко проявилось в деле Мамедова), необходимо обеспечить объективность и беспристрастность как следствия, так и суда. Посольство РА уже проявило интерес к делу, выяснив гражданство Анны. На наш взгляд, тот факт, что она была гражданкой России, не должен служить препятствием к тому, чтобы внимательно следить за процессом, настаивая на его прозрачности и беспристрастности. Причем касается это не только посольства, но и российских армянских организаций: одно лишь подчеркнутое внимание к ходу следствия и суда может стать гарантией соблюдения правовых норм и достойного наказания убийце.
Тем более что у правоохранительных органов Москвы в данном деле рыльце действительно в пушку: ведь своевременная реакция на жалобы отца действительно могла бы спасти Анне жизнь…».