«Freedom on the Net 2015»: Армения среди лидеров стран со свободным Интернетом, а в Азербайджане репрессии привели к самоцензуре
Армения – среди 18 стран со свободой в Интернете, согласно докладу «Свобода сети 2015» (Freedom on the Net 2015) международной правозащитной организации «Freedom House», в то время как Азербайджан попал в список частично свободных стран.
В докладе Азербайджан набрал 56 очков из 100. Чем выше баллы страны в шкале, тем хуже ситуация со свободой Интернета.
Как отмечается в докладе, несмотря на постоянные утверждения правительства Азербайджана о том, что Интернет в стране свободен и власти не применяют цензуру, между этими утверждениями и реальностью есть огромная разница для многих пользователей Сети в этой стране: юзеры здесь стали свидетелями притеснений как «онлайн», так и «офлайн» деятельности. Провластные тролли продолжают мешать проведению политических дискуссий, а аресты и запугивания пользователей и их семей ставят под угрозу онлайн-деятельность в стране в последние годы. Опасаясь Евромайдана, в период за май-декабрь 2014 года власти арестовали свыше 30 интернет-активистов.
«В интернет-инфраструктуре Азербайджана зафиксирован незначительный прогресс в прошлом году, и доступ к Сети остается дорогим для большинства населения», – говорится в докладе.
Организация также приводит данные доклада Всемирного банка, в котором указывается на то, что только 29% семей в стране подключены к мобильному Интернету и что средняя семья с низким доходом (40% – население с самым низким доходом) должно выделять 21% ежемесячного дохода, чтобы пользоваться самым дешевым пакетом широкополосного Интернета. Вдобавок, 80% наземных линий связи сконцентрированы в городских местностях, а 47% из всех фиксированных наземных линий связи находятся в Баку. Этот разрыв не изменился в течение прошлого десятилетия. В стране есть такие места, где только одна из 12 сельских семей имеет телефонную связь.
Далее в докладе указывается на то, что Министерство связи и высоких технологий Азербайджана продолжает располагать значительной долей у некоторых ведущих провайдеров интернет-услуг. Правительство уполномочено поручать компаниям отключить Интернет при широком спектре ситуаций, включая войну, ЧП и стихийные бедствия. Несмотря на то, что в стране действуют более 30 интернет-провайдеров, свыше 56% доли на рынке управляется принадлежащими государству компаниями.
Запугивания и аресты пользователей по сфабрикованным обвинениям, применяемые правительством Азербайджана для ограничения свободы выражения на онлайн-платформах, приводят к самоцензуре. Правительство не блокирует и не фильтрует онлайн-контент: вместо этого оно применяет преимущественно правовые, экономические и социальные рычаги подавления критических публикаций в СМИ или политической деятельности. В стране нет разработанной процедуры, через которую люди могли бы оспаривать блокирование оппозиционных сайтов и отдельных материалов. Также нет информации об общем количестве всех заблокированных сайтов в Азербайджане. Решения о блокирования онлайн-контента не прозрачны, и когда пользователи пытаются войти в заблокированные сайты, они просто получают сообщение об ошибке, а не заявление о блокировании сайта. Закона, точно определяющего причины блокирования или закрытия сайтов, нет, отмечает «Freedom House».
«Кроме нерегулярных блокирований сайтов, правительству также удалось удалить ряд страниц из социальных сетей, в которых распространялась политическая сатира или другие формы критики правительства Алиева. В основном власти применяют давление и угрозы (а не решения судов или других органов) для удаления нежеланного контента. Находящиеся на прицеле у правительства некоторые активисты- администраторы в социальных сетях удалили свои страницы после арестов и задержаний для допросов», – отмечается в докладе и указывается на то, что многие интернет-журналисты, комментаторы и рядовые пользователи начали применять самоцензуру, особенно если они работают в государственных СМИ или на провластных платформах. Наложенные на независимые или оппозиционные СМИ ограничения крайне затрудняют размещение рекламы. Крупные компании часто уклоняются от работы с этими изданиями из-за страха потерять лицензию на свой бизнес или оказаться под нежеланным давлением правительства.
«Freedom House» также отмечает, что новые изменения в законах, регулирующих финансирование НПО из-за рубежа, способствовали давлению правительства на получающие гранты местные организации и СМИ. Такие СМИ, как «Mediaforum.az», «Obyektiv TV», «Channel 13» и «Зеркало», были вынуждены закрыться в результате новых ограничений. Подавляющее большинство существующих онлайн-СМИ публикуют новости, поддерживающие правительство.
«В преддверии Европейских игр, которые состоялись в Азербайджане в июне 2015 года, международная критика состояния прав человека в стране выросла. Пока почти все проправительственные СМИ активно опровергали подобные сообщения, группе проправительственной молодежи было поручено троллить международные СМИ и зарубежных и местных критиков на онлайн-площадках, в частности, в социальной сети Twitter. Эти тролли и боты опровергали любые антиправительственные и антиалиевские статьи, комментарии и заявления в онлайн-пространстве, при этом они часто использовали жесткие слова и оскорбления. Краткий обзор профилей этих пользователей в сети Twitter показал, что некоторые из них являлись студентами Бакинского государственного университета, Дипломатической академии Азербайджана, Университета языка и Славянского университета», – отмечает организация, подчеркивая, что в числе этой молодежи также были представители проправительственных движений и молодёжного крыла правящей партии «Ени Азербайджан».
Далее, в докладе упоминается страница в социальной сети Facebook «Откажись от волонтёрства на Европейских играх», целью которой была привлечение внимания к коррупции за кулисами мероприятия. Она привлекла большое внимание, особенно среди студентов, которые были вынуждены стать волонтёрами в обмен на оценки, однако серьезных акций не последовало. «Возможно, они боялись исключения из школ или опасались последствий принятия участия в подобной акции протеста», – говорится в докладе.
Согласно докладу, правительство Азербайджана продолжает контролировать и проводить мониторинг аккаунтов в социальных сетях. Многие арестованные или задержанные активисты и оппозиционеры заявляли о том, что во время допросов полиция ссылалась на их онлайн-коммуникации. Клевета является самым распространённым уголовным обвинением, используемым властями Азербайджана в отношении журналистов. Онлайн-активисты и журналисты также чаще всего преследуются по сфабрикованным обвинениям, такие как хранение наркотиков, хулиганство, госизмена, уклонение от налогов, злоупотребление должностными полномочиями и хищение. Ряд администраторов сайтов и блоггеров в Азербайджане находятся в тюрьме из-за своей деятельности. Правительство страны также применяет запреты на выезд из страны в отношении активистов, правозащитников и представителей НПО.
«Ряд оппозиционных новостных сайтов продолжают подвергаться кибератакам, что приводит к временным отключениям. В числе таких сайтов – ''Ени Мусават'', ''Азадлыг'' и местное бюро Радио ''Свобода'' – ''Азадлыг Радиосу''. Большинство атак имели место в периоды важных политических событий, к примеру – выборов. Оппозиционные газеты предположили, что за этими кибератаками стоит Министерство обороны, которое, однако, опровергает эти обвинения», – отмечается в докладе.
Отметим, что «Freedom House» дал Армении в том же докладе 28 очков. Как отмечается в докладе, уровень интернет-проникновения в Армении продолжает улучшаться в последние годы. Также был замечен прогресс в стабилизации интернет-инфраструктуры. Гражданские группы и НПО использовали инструменты интернет-коммуникаций, чтобы раскрутить и организовать кампании, в частности, во время протестов в Ереване против решения увеличить цены на электроэнергию в середине 2015 года.
Правительство Армении и ведомство по регулированию телекоммуникаций практически не вмешиваются в процесс. Операторы планируют и развивают свои сети без всякого согласования с правительством и регулирующими ведомствами. Более того, регулирующее ведомство требует от интернет-провайдеров указывать любое техническое ограничение в своих предложениях. Армянские пользователи Интернета обладают неограниченным доступом к сетевым ресурсам, отмечается в докладе.
«Freedom House» также указывает на то, что правительство Армении не применяет практику блокирования доступа пользователей к онлайн-контенту. Самые распространенные случаи цензуры онлайн-контента относятся к платформам и сайтам, регулируемых соответствующим ведомством из России, так как Армения свой веб-трафик получает из России. Однако провайдеры интернет-услуг быстро решают подобные проблемы, как только пользователи сообщают об этом.
В докладе подчеркивается, что армянское правительство и правящая политическая элита не применяли незаконные меры для препятствования публикации онлайн-контента их политическими оппонентами или независимыми интернет-ресурсами. «Действительно, в социальных сетях есть широкое разнообразие мнений, и часто наблюдаются виртуальные битвы между сторонниками и оппонентами правительства. Разнообразные независимые и оппозиционные интернет-ресурсы предоставляют армянской виртуальной аудитории политически нейтральные или оппозиционные мнения», – замечает правозащитная организация.
За минувший год случаев арестов или других уголовных санкций и наказаний за деятельность в Интернете не было зарегистрировано, также, как и случав насилия или запугивания онлайн-журналистов. Анонимные коммуникации и инструменты шифрования в Армении не запрещены. Однако использование прокси-серверов не распространено, так как у пользователей уже несколько лет не было проблем в виде блокирования сайтов или фильтрации трафика.
«В Армении продолжаются технические атаки против правительственных сайтов и сайтов организаций гражданского общества, большинство из которых осуществляются со стороны азербайджанской группы ''Анти-Армения''. Кроме того, турецкие хакеры из группы ''Turk Hack Team'' заявили о запуске DDoS-атаки против армянских правительственных, а также бизнес- и новостных сайтов 24 апреля, в день памяти жертв Геноцида армян. Однако вышеуказанные объекты не зарегистрировали никаких проблем», – отмечается в докладе.