«Голос Армении»: Услышать Джеймса Уорлика
Газета «Голос Армении» в номере от 31 октября пишет: «Оставаясь верным взятой на себя роли спикера Минской группы, американский сопредседатель в ходе последнего визита также отличился активностью и достаточно подробными комментариями о цели и актуальных задачах посредников. На пресс-конференции в Ереване он обратился в числе прочих к вопросу беженцев, который, как совершенно справедливо подчеркивает Уорлик, является одной из самых болезненных и сложных проблем урегулирования. Способной, добавим от себя, в случае недостаточно деликатного, объективного и комплексного - с учетом всех ньюансов - подхода сорвать все остальные договоренности, вместе взятые. Если же учесть те массивы лжи и фальсификаций, что наворотила азербайджанская сторона вокруг и этого аспекта проблемы, то можно смело сказать, что вопрос беженцев не только требует особо трепетного и тщательного отношения, но и заслуживает выделения из общего контекста и специального изучения.
«В регионе сотни тысяч беженцев. Их надо выслушать», - заявил в Ереване Уорлик, добавив заезженную фразу о том, что "беженцам и внутренне перемещенным лицам должна быть предоставлена возможность вернуться в свои дома". А для того, чтобы выслушать, сопредседатели вроде как встречаются с беженцами. Казалось бы, все похвально и очень просто: провести встречи с беженцами в Ереване, Степанакерте и Баку. Однако делается это весьма своеобразно. Так, в ходе прошлого своего визита в июле они повстречались в Баку с беженцами из Нагорного Карабаха, а вот в Ереване Уорлик в одиночку провел встречу с представителями неправительственной организации, представляющей интересы беженцев. Сообщение Посольства США в РА звучало при этом достаточно странно: "Джеймс Уорлик в Ереване провел встречу с представителями неправительственных организаций, с которыми обсудил вопрос беженцев из Нагорного Карабаха". Напомним, что тогда на наш уточняющий запрос в посольстве дали следующий ответ: "Посол Уорлик встречался с НПО, представляющими армянских беженцев". Исходя из этого мы предположили, что речь идет об армянских беженцах из Нагорного Карабаха, то есть из оккупированных Азербайджаном территорий Арцаха, например, геташенцах и марагинцах. В противном случае получается, что Уорлик в Ереване обсуждал с армянскими НПО проблему... азербайджанских беженцев из Нагорного Карабаха.
Еще более странно повели себя американский дипломат и его коллеги в ходе нынешнего визита. Не проведя встреч с армянскими беженцами ни в Ереване, ни в Степанакерте, они встретились в Баку с т. наз. азербайджанской общиной Нагорного Карабаха. Причем Уорлик, еще будучи в Ереване, поразительным образом не счел нужным скрыть особый интерес именно к азербайджанским беженцам, сообщив о планах МГ встретиться с одной стороной и игнорировать вторую. Тем самым сопредседатели продемонстрировали откровенно дискриминационный подход к проблеме беженцев в нагорно-карабахском конфликте. Ведь, если следовать излюбленному ими "паритетному" подходу, они просто обязаны были встретиться в Ереване и Степанакерте с беженцами, причем не из Нагорного Карабаха, а из Азербайджана. К тому же, учитывая декларируемое возвращение беженцев в Арцах, они также должны обсуждать этот вопрос именно с руководством Нагорного Карабаха. Судя по официальным сообщениям, этого сделано не было.
Более того, создается полное впечатление, что июльская встреча с армянскими НПО была всего лишь пустой формальностью, призванной создать иллюзию объективности. Потому что в целом поведение посредников в последние годы доказывает одно: говоря о беженцах, они имеют в виду прежде всего и практически исключительно азербайджанскую сторону, причем речь идет только о событиях, имевших место после 1993 года. Иначе говоря, в процессе урегулирования проблема беженцев и внутренне перемещенных лиц рассматривается исключительно в контексте проживавших в Арцахе азербайджанцев. Это подтвердил и сам Уорлик в ходе прошлого визита, когда на вопрос о том, как будет решаться вопрос возвращения армян на подконтрольные Азербайджану территории, отделался дежурной фразой о том, что "вопросы требуют обсуждения". А теперь такое предположение полностью подтверждается заявлениями сопредседателей в Баку уже в ходе нынешнего визита. Так, тот же Уорлик сердобольно сообщил, что они проинформированы о том, что последние 20 лет были очень тяжелыми для азербайджанских беженцев: "Во время прошлого визита в Баку мы встретились с вынужденными переселенцами. Мы побывали в их семьях и увидели, насколько сильно они хотят вернуться на свою родину. Эта встреча очень впечатлила нас. Как я сказал в Ереване, пока не будет решена проблема беженцев, пока они не вернутся на свои земли, достигнуть всестороннего решения будет невозможно".
Возникает вопрос: с кем же посредники собираются обсуждать вопрос "возвращения беженцев", если они молчат об этом в ходе встреч с руководством НКР? Другой логичный вопрос: означает ли отказ сопредседателей от встреч с армянскими беженцами, что прошедшие десятилетия, по их мнению, были для них не столь тяжелыми, как для азербайджанцев? Небольшая доля правды в таком мнении, возможно, и есть: по крайней мере в Армении и Арцахе, в отличие от Азербайджана, никогда не спекулировали этой гуманитарной проблемой с целью получения политических дивидендов. Например, не устраивали для высокопоставленных иностранных гостей экскурсий в лагеря, где власти "богатого" Азербайджана в жутких условиях годами, как в зверинце, зачастую насильно, содержали беженцев с целью вышибить слезу, а заодно и финансовую помощь.
Более того, таких унижающих достоинство человека лагерей ни в Армении, ни в НКР просто не было. Однако, с другой стороны, Армения и НКР на протяжении всего переговорного периода никогда не акцентировали вопрос беженцев - в отличие от Азербайджана, для которого он был одним из приоритетов. Почему так сложилось - тема отдельного разговора, но факт состоит в том, что сегодняшняя ситуация с недопустимым креном в одну сторону - результат в том числе, мягко говоря, упущений армянских сторон.
Подобное отношение к проблеме проявилось еще и в том, что в Армении давно ликвидирована специализированная структура, занимавшаяся беженцами из Азербайджана. Да, подавляющее большинство оставшихся в РА беженцев стали гражданами страны. Но вряд ли армянский паспорт автоматически стирает из биографии людей страницы пережитого в Азербайджане и на оккупированных территориях Арцаха ужаса геноцида и насильственной депортации и снимает вопрос их права на возвращение и компенсацию за оставленное имущество. А также непреходящей тоски по родным очагам, о которой так пекутся посредники, когда речь заходит об азербайджанцах. Но даже в отсутствие такой структуры армянским сторонам просто необходимо услышать в заявлениях посредников весьма опасные тенденции, касающиеся проблемы беженцев.
В том же Баку сопредседатели заявили, что "всеобъемлющего решения карабахского конфликта без решения проблем вынужденных переселенцев быть не может". Можем заверить их: при таком неприкрыто циничном и дискриминационном подходе к вопросу беженцев решения конфликта не будет никогда».