«Corriere della Sera»: Жители Арцаха – истинные христиане и армяне, рано или поздно мир примет это
«Дым ладана, мерцание свечей, песни, вибрирующие струны души – самые сильные впечатления от воскресного утра в Карабахе», – делится впечатлениями о Нагорно-Карабахской Республике журналист Марко Мерола в статье, опубликованной в еженедельном приложении к итальянской газете «Corriere della Sera».
Человек с длинными волосами и его дочь вдохновенно молятся, а затем встают на колени на большом ковре в центре церкви Гандзасар, в то время как другие присутствующие тихо молятся, пишет журналист.
Описывая Гандзасар, автор отмечает, что этот монастырь очень почитаем в НКР. Он был построен в первой половине 13-ого века князем Хасаном Джалаляном. Согласно преданию, монастырь был построен для захоронения отрубленной головы Иоанна Крестителя, которую князь Хасан привез с Пиренейского полуострова. Гандзасар до 19-ого века был бесспорным центром религиозной жизни Арцаха.
Далее автор рассказывает, как в Гандзасаре познакомился с двумя молодыми людьми – Айком Акопяном и Микаэлем Мхитаряном, приехавшими из Еревана по поручению Института археологии и этнографии Национальной академии наук Армении.
«Мы здесь для изучения многочисленных надписей, украшающих стены церкви. Они содержат информацию о пожертвованиях, сделанных в течение веков местными семьями. Во время Геноцида турки сожгли все книги и рукописи. Эти надписи, таким образом, стали очень важным доказательством», – рассказали Айк и Микаэль.
Тем не менее, реальная цель исследования – другая: показать принадлежность Арцаха Армении, а не Азербайджану посредством выявления корней и родословной армянской знати на этой земле. По словам Мерола, Ереван в ближайшие месяцы передаст несколько тысяч древних книг в специально оборудованное помещение при монастыре. Эти книги сейчас хранятся в Матенадаране – научно-исследовательском институте древних рукописей. Таким образом, Гандзасар станет «филиалом» Матенадарана. Месседж ясен: «Армяне и арцахцы – одно лицо, одна раса».
В этом плане мощным объединяющим фактором стали усилия Григория Просветителя, который в 301 году распространил христианство в каждом уголке Великой Армении. Его достойным преемником стал его внук, епископ Григорис. По преданию, он умер в городе недалеко от Каспийского моря, но ученики епископа перевезли его тело для погребения в монастырь Амарас. Мерола решил сам проверить истинность легенды.
«Место красивое, романтическое в своей отрешенности», – восхищается журналист. Монастырь подвергся грабежу и разрушению во время войны, но гробница осталась цела, только потому что военные противника не нашли ее. «Мы вооружаемся факелом и спускаемся по крутой лестнице. Вдруг перед нами "появляется" гробница», – пишет журналист.
Далее автор припоминает известную пословицу: «Тот, кто контролирует прошлое, тот управляет будущим». По его словам, пословица особенно правдива, когда речь идет об Арцахе. По его мнению, единственное, что мешает делать здесь обширные исторические и археологические исследования – недостаток средств – побочный эффект блокады.
Далее Мерола рассказывает о древнем городе Тигранакерт. На сей раз автора и его команду сопровождали эксперт в области туризма Надя Паскуаль и археолог Гамлет Петросян, который посвятил последние 10 лет жизни изучению Тигранакерта. По словам Н. Паскуаль, город был основан армянским царем Тиграном Великим, жившим между 95 и 55 г. до н.э. Итальянский журналист и его сопровождающие подошли к долине реки Хаченагет - на склонах горы Ванкасар. Они поднялись на гору, около 450 метров, затем остановились перед огромными глыбами из известняка, расположенными с геометрической точностью.
Как отмечается в статье, Тигранакерт – отлично сохранившийся древний город на Кавказе, красив, как Антиохия и Селевкия. Циклопические стены, которые защищали акрополь от врагов, полностью примыкают к скале, несмотря на склон. «Представьте, какой прекрасный вид был отсюда – белый камень и сады, много садов», – восхищался Петросян.
Далее Мерола делится своими впечатлениями от Государственного музея Арцаха. Еще в 1938 году немецкие археологи, которые искали следы прошлых цивилизаций, на территории НКР нашли многочисленные артефакты, начиная со 2-го тысячелетия до нашей эры. По словам директора Государственного музея НКР Армине Григорян, он начал полноценно функционировать только после распада Советского Союза. Она рассказывает, что в 70-е годы в распоряжении музея были монеты со времен Тиграна Великого. Но из-за протеста азербайджанцев продемонстрировать их музею более одного дня тогда не удалось, а директор музея был уволен. Автор статьи утверждает, что музей, который разделен по этажам, начиная от каменного века до войны 90-х годов, обязательно нужно посетить.
У автора сложилось такое мнение, что в НКР люди работают, чтобы поощрять туризм. Составляются проекты экологических деревней. Каждый из этих людей чувствует себя частью чего-то очень большого.
Среди них начальник ткацкого цеха ковров компании «Карабах карпет» Асмик Мхитарян. Она в 2013 году переехала из Еревана в НКР. Местное правительство решило продолжить прерванные во время войны древние традиции и восстановило старую школу ковроткачества. «Я переехала сюда, так как чувствовала, что я должна помочь этим людям», – рассказывала Асмик, которая встречается с семьей раз в месяц. Либо она едет в Ереван, либо они приезжают к ней.
«Это тяжело, но, когда я вижу удовлетворение моих девочек (она так называет всех работающих в компании женщин, даже если их возраст колеблется от 16 до 65 лет), я успокаиваюсь», – объясняет она. В среднем, карабахский ковер можно приобрести за примерно 80 тысяч драмов (160 евро). Здесь был соткан ковер для Папы Римского. А доставит подарок, вероятно, архиепископ Арцахской епархии Паргев Мартиросян, который не скрывает свою симпатию к Папе Франциску. «Смелый человек, защищающий справедливость», – так отзывается архиепископ Паргев о Папе Римском.
«Мы – истинные христиане и армяне. Рано или поздно мир примет это», – сказал архиепископ Паргев Мартиросян.