«Голос Армении»: Официально: армяне Азербайджана стараются скрыть свое происхождение
Газета «Голос Армении» в номере от 10 ноября пишет: «Мифы азербайджанской пропаганды развеиваются один за другим, причем, что весьма примечательно, усилиями самих бакинских СМИ и чиновников. За одну лишь неделю были развенчаны созданные спецслужбами и считавшиеся незыблемыми мифы о том, сколько именно армян проживает сегодня в Азербайджане и в каких условиях им приходится существовать, а также гнуснейшая выдумка относительно обстоятельств гибели Монте Мелконяна. В последнем случае азерпропу пришлось распрощаться с тщательно создаваемым образом конкурента Р. Сафарова в степени "героизма", как, впрочем, и с другим, еще более тщательно и долго создаваемым мифом о "личном друге Шарля де Голля, герое французского Сопротивления", статья о котором была удалена из Русской Википедии.
О «героях» мы еще поговорим в ближайших номерах "ГА", а пока обратимся к весьма примечательным данным о численности армян в Азербайджане, которые были опубликованы на сайте оху.аз 30 октября под громким грифом "Официально". Примечательно в первую очередь название статьи: "Сколько армян проживает в Азербайджане? Они стараются скрыть свое происхождение". "Сведения о 30 тысячах проживающих в Азербайджане армян не получили официального подтверждения", - признается автор и озвучивает совершенно иные числа. Согласно заведующему отделом по распространению информации Государственного комитета по статистике Рафаэлю Сулейманову, "по итогам переписи населения 2009 года число проживающих на территории Азербайджана армян составило 220 человек. Большинство из них (140 человек) проживает в Баку".
Далее статья развенчивает еще более глобальный миф о том, что армянам в "толерантном" Азербайджане живется безопасно и комфортно: "Живущие в Баку армяне часто меняют имена и фамилии и выдают себя за русских или евреев. В большинстве случаев они стараются скрыть свое происхождение". Сулейманов также отмечает, что при проведении переписи у опрашиваемых граждан не требуют никаких документов и каждый человек сам определяет свою национальность. То есть армян в Азербайджане, возможно, и больше, однако лишь 220 человек рискнули признать себя таковыми. Наконец, еще одна важная деталь от Сулейманова: "Информация о том, какие должности занимают азербайджанские граждане армянского происхождения, не отражается в статистических показателях". Звучит весьма симптоматично на фоне множества громких "разоблачений" процентов армянской крови в жилах того или иного госчиновника Азербайджана, которого срочно требуется ошельмовать.
Итак, всего 220 официальных армян против многократно озвученных на не менее официальном уровне 30000. Отметим, что число это впервые было названо покойным Гейдаром Алиевым и с тех пор превратилось в своеобразную мантру для пропагандистских нужд. При этом азербайджанские чиновники разного уровня в зависимости от ситуации не чурались называть и другие данные: так, в 2008 году вице-спикер парламента Зияфет Аскеров заявил о проживании в Азербайджане 50000 армян, а ныне опальный завотделом политического анализа и информационного обеспечения администрации президента Эльнур Асланов - о 20000. Между тем серьезные азербайджанские исследователи не раз опровергали эти фантастические числа, приводя куда более уместные и, естественно, гораздо более скромные.
В частности, в 2012 году появилось исследование этнолога Севиль Гусейновой "Этническая принадлежность как социальный статус и стигма: армяне в постсоветском Баку", автор которой, основываясь на интервью с 12 проживающими в настоящее время в Баку армянами (из них 11 женщин), пришла к нелицеприятным, мягко говоря, для бакинского официоза выводам. Гусейнова сообщает, что по итогам переписи населения в 1999 году число армян, проживающих на территории Азербайджана, составило 645 человек. Согласно данным ныне томящегося в заключении Арифа Юнусова, тремя годами ранее, в 1996-м, в Баку проживало 1393 армянина. Спустя еще 13 лет, в 2009 году, в Азербайджане было официально выявлено 220 армян. Таким образом, динамика, причем вполне закономерная, с учетом возраста и социального положения оставшихся в Азербайджане армян, выглядит примерно так: 1996 г. - 1393, 1999 г. - 645, 2009 г. - 220.
Однако в данном случае даже статданные не столь важны. В своем исследовании Гусейнова констатирует: "Все эти цифры прекрасно иллюстрируют факт, который не признает никто из экспертов: невозможно назвать даже приблизительное число армян. (...) Необходимость скрывать этническую принадлежность ото всех - это та среда, те рамки, в которых эти люди вынуждены жить". Именно жизненная необходимость скрывать свою национальность не только приводит к невозможности выявить истинное число армян в Азербайджане, но и является более чем убедительным опровержением одного из краеугольных тезисов официальной азербайджанской пропаганды: мифа об "образцовой толерантности" этой страны и "вольготной" жизни пары сотен от некогда почти полумиллионного армянства Азербайджана.
Впрочем, несмотря на официальные данные, не приходится сомневаться в том, что азербайджанские чиновники по мере необходимости будут и дальше без колебаний озвучивать гейдаралиевские "30000", а в случае особого рвения - и более громкие числа. И дело тут отнюдь не в наказах "общенационального лидера". Азерпроп никогда не стеснялся в средствах, постоянно спекулируя и манипулируя числами и фактами по собственному усмотрению и в собственных интересах. Миф о численности и условиях проживания в стране армян - всего лишь один из примеров масштабной лжи, которая, даже будучи многократно развенчанной, продолжает служить целям столь же непристойным, омерзительным и очень часто кощунственным, сколь и породивший их азерпроп».