ООН склоняется к курсу российско-иранской дипломатии в вопросе урегулирования кризиса в Сирии. Комментарий эксперта из Ирана
Иранский эксперт Мохаммад Бабаи (Mohammad Babayee) обращается к анализу процесса сирийского урегулирования, и в своем комментарии, опубликованном сайтом Iran.ru, выражает мнение, что ООН в этом вопросе склоняется к линии российско-иранской дипломатии.
Материал приводим ниже без сокращений и изменений.
В канун проведения очередного раунда переговоров Вена-2 по поводу сирийского кризиса специальный представитель ООН по делам Сирии заявил, что только народ этой страны вправе решать то, какую роль надлежит играть Башару Асаду. Подобное мнение Стаффана де Мистуры согласуется с позицией Москвы и Тегерана, которые заявили, что Башар Асад должен иметь возможность участвовать в предстоящих выборах, и в этом вопросе только сирийские граждане имеют право выражать свою точку зрения.
Специальный представитель ООН по делам Сирии встретился в Москве с представителями российского руководства для подготовки следующего раунда переговоров Вена-2. После совместной встречи Стаффан де Мистура и министр иностранных дел России Сергей Лавров провели пресс-конференцию. В самом начале общения с журналистами Лавров заявил: «Процесс переговоров сирийского правительства с оппозицией должен ускориться». Содержание своей встречи с де Мистурой он прокомментировал следующим образом: «Мы подготовили список террористических организаций, которые следует исключить из числа группировок умеренной оппозиции». Российское руководство подчеркивает, что сирийская оппозиция должна занять единую позицию и сотрудничать с правительством страны в целях противостояния таким террористическим группировкам, как «Аль-Каида» и ИГИЛ. По всей видимости, русские приняли решение играть связующую роль между правительством и оппозицией Сирии и поэтому предприняли попытку пригласить в Москву некоторых представителей сирийской оппозиции, сосредоточенной внутри страны и за ее пределами. Чтобы поладить с оппозиционерами, 3 ноября российская сторона даже объявила, что ее истребители нанесли удары по позициям террористических группировок в некоторых частях Сирии благодаря скоординированной работе с некоторыми объединениями национальной оппозиции.
В продолжение своего выступления Лавров сослался на декларацию из девяти пунктов, принятую министрами иностранных дел 17-ти государств на заседании 30 октября в Вене. Глава российского внешнеполитического ведомства подчеркнул: «Москва соблюдает венскую декларацию ради решения сирийского кризиса». С того момента, когда Россия официально вступила в войну в Сирии, одновременно с началом своей военной операцией она активизировала дипломатическую работу, чтобы стимулировать сирийские группировки к принятию единого политического решения существующего кризиса. Специальный представитель президента России по делам Западной Азии Михаил Богданов заявил: «На следующей неделе мы обязательно пригласим их в Москву для проведения консультаций». «В этом отношении нет никаких проблем с сирийским правительством, - добавил дипломат, — и мы уже поддерживаем связь с представителями разных групп оппозиции, чтобы привезти их в Москву». Российское руководство сыграло важную роль в проведении венской встречи 30 октября, в которой впервые участвовали и представители Ирана. 3 ноября де Мистура в ходе своей совместной пресс-конференции с Лавровым заявил: «Я доволен тем, что Россия сохранила то ускорение в решении сирийской проблемы, которое нам удалось достичь в Вене. Это ускорение, которое само по себе является положительным феноменом, не должно исчезнуть». «Ради сирийского народа, — продолжил специальный представитель ООН, — мы должны достичь определенного результата. Все зависит от конкретного политического процесса, который должен осуществляться в рамках Женевской и Венской деклараций. Как сказано в данных документах, этот процесс должен быть комплексным и включать в себя борьбу с терроризмом и проведение выборов».
Четкая позиция де Мистуры
В то время как де Мистура продолжает организовывать очередной раунд переговоров в Вене, одной из их важнейших тем по-прежнему остается дальнейшая судьба Башара Асада. Россия и Иран настаивают на том, что он имеет право участвовать в предстоящих выборах и только сирийский народ посредством голосования может решать останется ли тот у власти или нет. Однако оппозиция и ее покровители утверждают, что Асад не должен играть никакой роли в будущем развитии Сирии. В ходе заседания 30 октября стороны признали, что в этом вопросе они не могут придти к консенсусу. Де Мистура, отвечая 3 ноября на вопрос о том, считает ли он, что президент Сирии Башар Асад должен играть роль в будущем страны или нет, заявил: «Фактически этим вопросом вы требуете, чтобы мы принимали решение от лица сирийского народа. В Вене мы согласились в том, что наши взгляды полностью не совпадают. Только народ Сирии должен решить, кто должен стать его лидером, и нам нужно идти вперед на основе этого принципа». Данная позиция де Мистуры полностью согласовывается с точками зрения Москвы и Тегерана. Впервые представитель ООН столь четко высказывается о роли Башара Асада. Де Мистура, сменивший Лахдара Брахими на его посту специального представителя ООН по делам Сирии в июле 2014 года, представил проект решения сирийского кризиса, который удивительным образом совпадает по многим параметрам с российским вариантом. Этот проект был составлен на основе документа «Центра гуманитарных переговоров» (швейцарской организации, занимающейся вопросами посредничества). Проект де Мистуры не предусматривает никаких конкретных условий для политических перемен, не содержит в себе предписаний относительно будущего Асада и по большей части представляет собой меру гуманитарного характера. Еще в начале свой работы на новой должности де Мистуре пришлось ответить на вопрос журналиста из арабской газеты Al-Hayat, который спросил его о дальнейшей судьбе нынешнего президента Сирии. Тогда специальный представитель ООН ответил весьма лаконично, но четко: «Я воздерживаюсь от высказывания собственного мнения по этому вопросу».
Помощь Москвы и Тегерана
Точка зрения, выраженная де Мистурой 3 ноября касательно роли Башара Асада, принципиально отличается от его прошлых туманных заявлений. Скорее всего, специальный представитель ООН поддерживает позицию Москвы и Тегерана по поводу этой главной проблемы на пути переговоров. После этого заявления де Мистуры Лавров объявил: «Позвольте мне тоже выразить свою поддержку данной позиции. Как написано об этом в Венской декларации, принимать решение следует народу Сирии. Существует только один способ решения этого кризиса и он состоит в волеизъявлении сирийских граждан».
По мнению аналитиков, сирийская оппозиция и ее зарубежные покровители выступают против выдвижения на выборах кандидатуры Башара Асада по причине того, что понимают: в случае проведения свободного голосования нынешний президент имеет высокие шансы для победы. В своей статье в кувейтской газете Al-Ray специалист по вопросам безопасности Элиях Дж. Магниер (Elijah J. Magnier) прокомментировал эту ситуацию следующим образом: «Соединенные Штаты и Саудовская Аравия осознают, что в случае выдвижения собственной кандидатуры на выборах Башар Асад непременно одержит победу, и именно поэтому они выступают против его баллотирования». В то время как Лавров и де Мистура выступали со своими заявлениями о том, что политическое будущее Сирии должен определять народ этой страны, примерно о том же говорили иранские дипломаты на своей встрече с сирийскими коллегами. 3 ноября министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф в ходе своих переговоров с заместителем главы внешнеполитического ведомства Сирии Фейсалом Микдадом в очередной раз сделал акцент на прошлой позиции своей страны, заявив: «Мы убеждены, что сирийский народ сам должен решать свое будущее и судьбу, а другие максимум способны лишь на то, чтобы играть амортизатора в политическом процессе Сирии и помогать урегулированию ее кризиса». В продолжении этой встречи Фейсал Микдад, высоко оценив ту помощь, которую оказывает Исламская Республика Иран правительству и народу Сирии, сообщил: «В мою обязанность также входит тепло поприветствовать от имени Башара Асада Духовного лидера и президента Ирана».
Важное наступление сил антитеррористического Сопротивления в Алеппо
3 ноября средства массовой информации сообщили, что подразделения сирийской армии и ливанской «Хезболлы» очистили от игиловских террористов более 98% трассы Исрия – Ханзер на юге провинции Алеппо. По информации иранского новостного агентства Fars, части армии Сирии при поддержке воинских формирований ливанской «Хезболлы», утром 28 октября, предприняв новую атаку на районы, занятые террористами, смогли отвоевать у них некоторые участки трассы Исрия – Ханзер. Военные отряды сирийской армии и «Хезболлы» начали операцию по зачистке этого стратегически важного района почти неделю назад и к настоящему моменту смогли установить свой полный контроль на более чем 98% этой трассы. Ранее по причине значительного наступления сил сирийской армии и «Хезболлы» на восточном и юго-западном фронтах провинции Алеппо террористические группировки ИГИЛ, «Джебхат Ан-Нусра» и «Ахрар Аш-Шам» смогли захватить этот маршрут, чтобы создавать трудности для населения города Алеппо.