Центр Карнеги: В Азербайджане прогнозируется резкое ухудшение экономической ситуации и рост массовых протестных выступлений
Столкнувшись с двойным экономическим ударом – падением цен на нефть и сокращением переводов из России, – власти Азербайджана не могут предложить обществу ничего, кроме гонений на оппозицию. Об этом говорится в статье, опубликованной на сайте Московского центра Карнеги.
Так, согласно материалу аналитического центра, Азербайджан представляет собой типичный образец «электорального авторитаризма» – политической системы, где есть внешние атрибуты демократического государства, но нет реальной политической конкуренции, которая обеспечила бы регулярную смену власти и контроль общества над чиновниками. Именно доходы от экспорта энергоресурсов до сих пор позволяют правящему режиму лавировать как на внешне-, так и на внутриполитической арене.
Колоссальные прибыли от экспорта углеводородов в годы высоких цен на нефть способствовали пресловутой стабильности в стране и позволяли власти пускать пыль в глаза с помощью того, что называется «white elephant projects», что представляет собой проведение международных спортивных, музыкальных и прочих мероприятий, осуществление колоссальных строительных проектов и так далее.
«Показательно, что в годы дорогой нефти львиная доля доходов от экспорта в Азербайджане инвестировалась в физический капитал, в то время как инвестиции в человеческий капитал (проекты, связанные с повышением образовательного и культурного уровня населения) были мизерными. К примеру, в течение 2008–2012 годов расходы на образование составляли 2,8% ВВП. Для сравнения: в этот же период подобные расходы в значительно менее ресурсно обеспеченных Армении и Грузии составляли 3,1% и 2,7% соответственно, а в соседних – таких же нефте- и газодобывающих – России и Казахстане 4,1% и 3,1%, на Украине и в Молдавии – 5,3% и 8,6%», - отмечается в статье.
Кроме того, ожидается, что рост ВВП Азербайджана по итогам 2015 года должен составить 3,3%, но вместе с тем подчеркивается, что этот показатель оказался ниже, чем прогнозировалось. Кроме того, прогнозируется, что тенденция к замедлению роста ВВП сохранится до 2019 года.
В материале отмечается, что согласно представленному министром финансов прогнозу госбюджета на 2016 год, который формировался с учетом цены на нефть $50 за баррель, Азербайджан ждет сокращение бюджетных доходов на 25,1% по сравнению с 2015 годом и снижение доли нефтяного сектора в общих бюджетных поступлениях до 53,5% (против 65,3% в 2015 году и 66% в 2014 году). Дефицит бюджета на 2016 год прогнозируется на уровне 2,9% ВВП, а курс национальной валюты по отношению к доллару на 2016 год определен на уровне 1,05 манатов (до девальвации 1 доллар стоил 0,78 манатов).
Помимо сокращения нефтяных доходов, ситуация в азербайджанской экономике осложняется и из-за российского кризиса. В России работает более одного миллиона граждан Азербайджана и их переводы от бизнеса в России, которые только по официальным данным в 2014 году составили почти $1,2 млрд, подпитывали экономику Азербайджана, внося посильный вклад в поддержание экономической и социально-политической стабильности внутри страны. Значительные объемы этих денег вкладывались в покупку недвижимости в самом Азербайджане, но теперь этот источник иссякает, а вместе с ним снижается и покупательная способность населения. Это заметно по сокращению количества сделок купли-продажи на местном рынке недвижимости.
«Первым реальным тревожным звонком в результате падения цен на нефть стала девальвация маната в феврале этого года, когда местная валюта потеряла за сутки 33,5% своей стоимости, что привело к кратковременной панике среди населения. Кроме того, после девальвации маната также выявилось плачевное финансовое положение многих местных банков. Несмотря на заверения банкиров в том, что причиной всему внезапная девальвация, стало очевидным, что многие азербайджанские банки принимали участие в крупных кредитных аферах, выдавали миллиардные невозвратные кредиты и занимались другими финансовыми махинациями», - говорится в материале аналитического центра.
Вместе с тем, напоминается, что наиболее тяжелая ситуация на тот момент сложилась в крупнейшем банке страны - Международном банке Азербайджана, что и явилось основной причиной «добровольной» отставки его руководителя Джахангира Гаджиева. В ходе расследования выяснилось, что объем невозвращенных кредитов в банке приближается к 6 млрд манатов, что по курсу до девальвации составляло более $7,5 млрд. Эти деньги в разное время были выданы предпринимателям, связанным с Джахангиром Гаджиевым, или вложены в сомнительные проекты.
В среднесрочной перспективе возможны обострения противоречий внутри правящей элиты. В условиях, когда во властных институтах отсутствует ротация и многие чиновники, включая высшие государственные чины, занимают свои посты более 10–15 лет, правящим кланам удается поддерживать стабильность внутриполитической ситуации за счет максимального и порой превентивного использования репрессивного аппарата.
«В государствах с предельной централизацией власти, как в Азербайджане, сложно в текущих условиях ожидать каких-либо “народных бунтов”. Вместе с тем вероятность подобных сценариев может увеличиться в случае дальнейшего ухудшения экономической ситуации в стране. Резкое же ухудшение экономической ситуации, возможно, будет способствовать росту массовых протестных выступлений в масштабе всей страны, в первую очередь в столице (локальные протесты в регионах уже несколько раз имели место в течение последних лет). Немаловажен и фактор карабахского конфликта – сдача Карабаха или очередное поражение в случае начала полномасштабных военных действий могут привести к серьезным потрясениям в стране», – подчеркивается в материале сайта.
Далее в статье отмечается, что в Азербайджане отсутствует политическая конкуренция, а нынешняя оппозиция не представляет собой реальной угрозы для власти, поскольку любые попытки создать новые оппозиционные движения власти подавляются жестко и превентивно. Также власть старается жестко и на корню пресекать любые ростки неповиновения в молодежной среде, так как именно молодежь наиболее пассионарная часть любого общества. Пассивность оппозиции объясняется в прошлом имеющими место показательными жестокими расправами с оппозицией и участниками массовых акций протеста в Баку сразу после президентских выборов 2003 года, когда ныне действующий глава государства впервые занял свой пост.
Отмечается также, что если цены на нефть продолжат падать или останутся на текущем уровне, то в среднесрочной перспективе это может привести к ухудшению экономического положения большинства населения страны. Кроме того, важную роль тут может сыграть и сворачивание предпринимательской деятельности граждан Азербайджана в России, их неспособность поддерживать свои семьи в Азербайджане и возвращение на родину, где они, скорее всего, пополнят армию безработных и недовольных.
Смежные статьи
- Экономика Азербайджана: Цена на нефть не дотягивает до необходимых $50, доходы Госнефтефонда сократились на треть
- В Азербайджане закрываются предприятия, начались массовые увольнения, митинги и голодовки с требованием зарплат
- «Азадлыг»: Азербайджан находится в международной изоляции
- Экономика Азербайджана: Двукратное сокращение валютных фондов ЦБ, ускоряющаяся долларизация вкладов и 15% рост цен на продукты
- Азербайджан становится все более зависимым от импорта товаров стратегического назначения