Рубен Галчян разоблачает азербайджанскую теорию «пришлости армян» в регион Южного Кавказа
Ни один из историков исламского периода и даже из тех, кто жил на территории Азербайджанской республики в досоветское время, не отрицал присутствия армян в южной части Кавказа – на территории Ширвана, в Арцахе, Партаве, Шаки, Шамхоре и в соседних регионах. Об этом пишет известный картограф Рубен Галчян в своей книге «Азербайджанские историко-географические фальсификации», представляющей собой историко-культурное и картографическое исследование, основанное на подробном и документально обоснованном анализе.
Согласно Галчяну, отрицание этого факта началось в результате сталинской политики, после становления Советского Азербайджана. «Подъем национализма стал советской традицией, которая в том же ключе практикуется азербайджанскими историками и другими специалистами и по сей день, с еще большим размахом и с привлечением современных средств пропаганды», – пишет он.
Для опровержения азербайджанской теории о том, что армяне – пришлый в районах к югу от Кавказских гор, в Арцахе и на территории сегодняшнего Азербайджана народ, Галчян обращается к иностранным источникам, отмечая, что они в международных научных кругах могут восприниматься как более непредвзятые и не станут поводом для критики и сомнений.
В частности, он рассматривает источники исторического и географического характера, в том числе и путевые записи, в которых упоминаются Армения, Албания и Азербайджан, материалы о населении этих стран и другие сведения.
Для более предметного анализа Галчян подробно представляет доминирующие положения азербайджанской «теории «пришлости» армян», согласно которой «первых армян на территориях южнее Кавказских гор в начале XIX в. привела и поселила русская армия и что до этого в регионе армяне вообще не проживали».
Так, в изданной пропагандистской, однако претендующей на научное исследование работе «Война против Азербайджана», ложь и детально обработанные фальсификации доходят до абсурда, пишет Галчян, приводя в качестве примера следующий «характерный эпизод», который в своем новогоднем обращении к народу в 2011 г повторил также президент Азербайджана Ильхам Алиев:
«Несмотря на то, что сегодня в Республике Армения не живут азербайджанцы – этот регион исторически является исконной землей азербайджанцев, где они жили задолго до того, как здесь обосновались армяне».
Как отмечает Галчян, в Армении никогда не проживало большое количество азербайджанцев, поскольку до 1918 г. таковых просто не существовало: были персы, турки и татары, говорившие на тюркском, а также говорившее на том же языке коренное население иранской провинции Атрпатакан, которое могло беспрепятственно передвигаться по находящимся под властью Ирана территориям, поскольку до 1813-1828 гг. Карабах, Зангезур и большая часть Армении находились под владычеством Ирана.
«К ним надо также добавить называемых «кавказскими татарами» тюрок, которые начали селится на территории Армении. Ситуация продолжала складываться благоприятно для турецкого и татарского народов, когда в советские годы народ Азербайджанской ССР был переименован в «азербайджанцев» и населению «соседней дружественной» республики было дано право с легкостью переселяться на плодородные и легко возделываемые земли Нагорно-Карабахской Автономной Области и Республики Армения», – пишет он.
Также Галчян выделяет тезис азербайджанских историков о том, что «процесс обоснования армян в этом регионе, по-видимому, начался в XV в. с Вагаршапата, который был первой армянской общиной на Кавказе. И только в XIX в. состоялось массовое переселение армян сюда».
Разоблачая несостоятельность данного утверждения, Галчян пишет, что автор не учел то обстоятельство, что армяне, провозгласив христианство государственной религией в IV веке, именно тогда и основали Эчмиадзинский монастырь, а эта область стала одним из важных центров армянского государства. А Вагаршапат, в свою очередь, в XV в. был не основан, а восстановлен как католикосат Армянской церкви, где в 1441 г., после многих веков отсутствия постоянной резиденции, окончательно обосновался Католикос всех армян.
«Не надо быть специалистом, чтобы знать, что в регионе южнее Кавказских гор находились несколько армянских столиц, в том числе Двин, Арташат, Ервандашат, а также много известных армянских церквей и монастырей. Еще в дохристианский период армянский царь Тигран Великий основал в восточной части Нагорного Карабаха, вблизи границы с Албанией, цитадель Тигранакерт, по соседству с которой находится построенная в V-VI вв. базилика», - пишет он.
Также, Галчян обращается к трудам азербайджанских историков.
В частности, Мирза Джеваншир Карабахи (1773-1853) в написанном в 1840-1844 гг. труде «История Карабаха», представляя происходившие в регионе до 1830-х гг. исторические события, в разделе, посвященном Карабаху, «даже не намекает на проблему «пришлости» армян». А Мирза Адигезал-бек (1780-1848) в предисловии своего исторического труда «Карабах-намэ», написанного после 1845 г., пишет: «...В определенных случаях я расспрашивал местных пожилых грузин, армян и мусульман».
«Одним из важнейших фактов, подтверждающих наличие армян в Карабахской области, является статистическая справка царской России об управляемой генералом Ермоловым Карабахской области, составленная до 1823 г. и изданная в 1866 г. в Тифлисе. В ней содержатся многочисленные таблицы о городском и сельском населении, с упоминанием армянских и татарских населенных пунктов и населяющих их семей, из чего становится очевидным массовое присутствие армян на всей территории области», - пишет Галчян.
Обращаясь к азербайджанскому тезису «захватив регион в 1813 и 1828 гг. и поселив армян в Азербайджане, Россия произвела в регионе огромные демографические изменения», Галчян пишет, что азербайджанские историографы ссылаются на переехавшего в 1825 г. из Франции в Россию советника администрации Армянской области, начальника управления по доходам и государственным пошлинам, статистика, этнографа и историка Ивана Шопена (1798-1870). «Но, следуя своей традиции фальсификаций, они не упоминают подробностей, изложенных Шопеном, и не приводят полностью соответствующие части его работы. Шопен указывает, сколько после Туркманчайского договора в Армянскую область России прибыло армян из персидского Азербайджана и Турции» - пишет он, приводя замалчиваемую азербайджанцами статистику.
Так, из Персии в общей сложности было переселено 35 560 человек (Ереван – 23458 чел., Нахиджеван – 10652 чел., Одрубад – 1340 чел.), а из Турции – 20 666 человек (Ереван – 20639 чел., Нахиджеван – 27 чел.).
А, согласно современнику Шопена русскому историку Сергею Глинке, общее число армян, переселившихся в Россию из персидского Азербайджана, составляло около 40000 человек. Так, в изданном в Москве в 1936 г. сборнике документов указывается, что в начале 1828 г. из Персии в Карабахскую область переселилось 750 армянских семей.
«Примечательно и важно то, что главным редактором этого труда является Илья Петрушевский, который был известен своими совсем не армянофильскими взглядами. По сравнительным данным вышеприведенных трех источников можно заключить, что в Карабахскую область было переселено около 4500 армян. Следует помнить, что Карабахская область в тот период включала в себя также армянские регионы Сюник и Арцах», - пишет Галчян.
Что же касается армянства, переселившегося в 1829-1830 гг. из захваченных русскими войсками территорий Османской империи в пределы Российской империи, то надо сказать, что кроме вышеуказанного числа, еще 14 044 семей, т.е. более 100 000 человек, поселились в Тифлисской области России, иными словами, в сегодняшних районах Ширак, Ахалцих и Ахалкалаки, пишет Галчян.
А азербайджанские историки, заявляя, что до 1828 г. в Арцахе и на территории Азербайджанской республики армян не было, относят к числу заселенных русскими войсками в регионе «Азербайджана» армян также вышеупомянутых переселенцев из Османской империи.
«Наконец, азербайджанским авторам подобных утверждений надо напомнить, что в начале XVII в. персидский Шах-Аббас переселил из Армении в Иран около 300-400 000 армян, и только около десяти процентам их потомков удалось в 1828 г., после более чем двухсотлетнего скитания, вернуться на родину», - заключает он.
Галчян также разоблачает излюбленное азербайджанскими пропагандистами «доказательство», в качестве которого выступает фотография 1978 г., запечатлевшая монумент, посвященный 150-летию основания армянского села Марага Мардакертского района, с надписью «Марага-150».
Согласно азербайджанским «ученым», поскольку предки жителей одного отдельно взятого села обосновались здесь всего 150 лет назад, то на территории южнее Кавказских гор до этого армяне вообще не проживали.
«Сторонники этой теории полностью игнорируют несколько сотен тысяч армян на территории сегодняшней Азербайджанской республики, т.е. в Ширване, Шаки, Шамахе, Гандзаке и в других местах, которые жили в своих родных поселениях со средних веков, вплоть до 1989-1992 гг. Свои утверждения они основывают на данных одной деревни, которую азербайджанские ОМОНовцы стерли с лица земли 10 апреля 1992 г., убив десятки людей и многих взяв в заложники», - пишет Галчян, приводя более богатые свидетельства обратного – присутствия армян в регионе являются созданные там армянские рукописи, которые в основном имеют религиозный характер.
«В городах и населенных пунктах с когда-то многочисленным армянским населением, таких как Гандзак, Шамахи, Шаки, Баку и другие, до XIX века было создано много рукописей, часть которых сегодня содержится в ереванском Матенадаране. Они свидетельствуют о наличии здесь еще до XIX в. процветающих армянских общин, некоторые из которых были известны как центры письменности», - пишет он.
Далее, Галчян приводит список некоторых из этих рукописей, с указанием места написания, регистрационного номера Матенадарана и в скобках год создания, свидетельствующих, что в этих городах существовали состоявшиеся армянские общины с насыщенной культурной жизнью.
Гандзак — 3992 (1484 г.), 8967 (1576 г .), 9398 (XVI-XVIII вв.), 7980 (1639 г.), 6771 (1667 г.), 3541 (1671 г.), 3576 (1673 г.), 3994 (1683 г.), 3044 (1779 г.), 5234 (1783 г.), 9517 (1819 г.).
Карат, Дашкесан — 3196 (1655 г.), 10044 (1656 г.), 9448 (1665 г.), 3856 (1669 г.), 8965 (1675 г.).
Шатах, около Гандзака — 728 (1621 г.), 713 (1636 г.), 5072 (1661 г.).
Шамахи — 8361 (1742 г.), 8492 (1717-1720 гг.), 9729 (1765 г.).
Шаки — 4228 (1681 г.), 4422 (1783 г.).
Мадраса — 5232 (1403 г.).
Масали — 5997 (XVIII в.).
Салян — 4013 (1803 г.).
Баку - 3853 (1779 г.).
Исследования специалистов-генетиков Лондонского университета на основе «У»-хромосомы армян, населяющих Сюник и Карабах, дали результат 20-25% повторяемости коренных данных, что по мнению этих специалистов, это свидетельствует о том, что, по крайней мере, тот же процент предков местного населения жил в этом районе еще со времен палеолита, т.е. более 40 000 лет непрерывно, отмечает Галчян.
Примечательно, но азербайджанские власти отказались выдать необходимые разрешения для проведения подобных исследований на своей территории, предпочитая, во избежание таких проблем, представить армян Арцаха «арменизированными братьями албанцев», пишет он.
Продолжение следует
Напомним, уроженец Тебриза, потомок спасшихся от геноцида ванских беженцев Рубен Галчян, став стипендиантом, получил инженерное образование в университете Астон в Бирмингеме (Великобритания). В Лондоне с 1981 года начал изучать богатое картографическое наследие в библиотеках Великобритании и других стран Европы. В 2004 г. вышло в свет его первое исследование на английском языке «Исторические карты Армении», где собраны находящиеся в разных библиотеках и музеях мира карты, на которых, начиная с 6-го века и до наших дней, присутствует Армения. Вторая его книга «Армения в мировой картографии» издана в 2005 г. в Ереване. В 2007 году вышло в свет исследование «Страны южнее Кавказа на средневековых картах. Армения, Грузия и Азербайджан» на английском и армянском языках. В 2009 г. на английском языке издана книга «Мифологизация истории».
В вышедшей в 2013 году книге «Азербайджанские историко-географические фальсификации» автором выявляются причины, цели и методология фальсификации истории Азербайджана и стран региона.
Смежные статьи
- Рубен Галчян о противоречиях азербайджанской историографии не только первоисточникам, но и собственным тезисам
- Рубен Галчян: Язык «азери» является иранским диалектом, а тюркский язык дошел до региона только в 11 веке с кочующими огузами
- Рубен Галчян: Для азербайджанских историков вопросы происхождения и формирования их народа – гибкие и меняющиеся теории
- Рубен Галчян: Азербайджанский алфавит – чудодейственное оружие для фальсификации источников
- Рубен Галчян: Зия Буниатов сыграл ключевую роль в подготовке к реализации антиармянской пропаганды в Азербайджане
- Рубен Галчян: Фальсификация истории Азербайджана начинается уже со школьных учебников, и молодежь верит в эту ложь