«Голос Армении»: Евросуд создает прецедент?
Газета «Голос Армении» в номере от 24 декабря пишет: «22 декабря появилось долгожданное сообщение о том, что Европейский суд по правам человека принял к рассмотрению дело о гибели в азербайджанском плену осенью 2010 года гражданина Армении Манвела Сарибекяна. Напомним, что 20-летний житель села Чамбарак попал в плен 11 сентября, 5 октября было распространено сообщение о его "самоубийстве" и лишь спустя еще месяц его изувеченное тело было возвращено родным. Как нам сообщили из ООО "Против правового произвола", принят к рассмотрению также иск по делу 77-летнего Мамикона Ходжояна, который скончался спустя два с половиной месяца после возвращения из плена и в крови которого, как подтвердила экспертиза, было обнаружено опасное для здоровья и жизни вещество.
Иначе как историческими эти сообщения трудно назвать. По сути дела, застарелый, сложный и крайне болезненный аспект противостояния наконец введен в правовое поле. Причем – и это следует особо подчеркнуть - в отличие от проблемы беженцев, вопрос военнопленных и заложников, в отношении которых были допущены нарушения международных гуманитарных норм, повлекшие за собой смерть или ущерб здоровью, напрочь лишен каких-либо перспектив пресловутой паритетности. Многолетняя практика соблюдения Арменией норм международного гуманитарного права и, наоборот, грубейших нарушений тех же норм Азербайджаном может получить правовое подтверждение в виде решений Евросуда.
Необходимо подчеркнуть, что проблема эта возникла отнюдь не в сентябре 2010 года, когда Манвел Сарибекян оказался в плену и был замучен до смерти. Практику жестокого и бесчеловечного обращения с заложниками, а затем и военнопленными Азербайджан взял на вооружение с самого начала карабахского конфликта, еще до его перехода в военную фазу. Имеются тысячи свидетельств, в том числе самих пострадавших, зафиксированных и подтвержденных международными организациями как до, так и после того, как Азербайджан присоединился к конвенциям в области гуманитарного права. Более того, в распоряжении армянской стороны имеется уникальный документ – подготовленный в 1997 году отчет английских медиков из организации "Врачи за права человека", который так и озаглавлен "Доклад о похищениях и пытках этнических армян". Страшный по своему содержанию документ размещен на сайте karabakhrecords.info и доказывает абсолютное сходство методов бесчеловечного, садистского обращения с людьми, которыми отличались бакинские палачи как два с лишним десятка лет назад, так и сегодня.
Эти методы привели к мученической смерти юного пастушка из Чамбарака Манвела Сарибекяна. Эти методы воочию могли увидеть все пользователи интернета в 2014 году, когда зверская расправа нелюдей над молодым сельчанином Кареном Петросяном была проведена практически онлайн. Жертвой этих варварских "традиций" стал еще один заложник – пожилой крестьянин Мамикон Ходжоян, который также подвергался пыткам и измывательствам в Азербайджане и скончался спустя короткое время после возвращения. Наконец, Артур Бадалян, еще один гражданин РА, попавший в плен в 2009 году, в отношении которого также неоднократно нарушались правовые нормы, вернулся домой с серьезными проблемами как физического, так и ментального характера.
Но чаша терпения переполнилась – и армянская сторона на фоне практического бездействия международного сообщества (единственная организация, занимающаяся данными вопросами, – МККК – не имеет полномочий наказания или призвания к ответственности) решилась перевести вопрос ответственности вконец обнаглевшего от безнаказанности и потерявшего чувство реальности режима Алиева в правовое поле. В ЕСПЧ были поданы иски от правопреемников пострадавших. Сообщение о принятии к рассмотрению двух из них стало долгожданной новостью, и это решение, повторюсь, можно считать историческим.
В этом контексте хотелось бы видеть в будущем государственное участие Армении в рассмотрении исков, аналогичное участию в качестве третьей стороны в недавнем нашумевшем процессе по делу турецкого националиста Перинчека. Поддержка исков, поданных, согласно Регламенту Евросуда, частными людьми, государством, граждане которого стали жертвами преступлений другого государства, показала бы отношение страны не только к данным делам и к необходимости наказания виновных в гибели и нарушениях прав граждан РА. Участие Армении стало бы прямым указанием на то, что злодеяния были совершены в Азербайджане на уровне государства и стали радикальными проявлениями многолетней государственной политики систематического нарушения норм международного права по этническому признаку. Наконец, что не менее важно, это подчеркнуло бы решимость РА сделать все для предотвращения подобных преступлений в будущем.
Отметим еще один важный аспект. Принятие к рассмотрению в Страсбургском суде двух исков по делам заложников в очередной раз доказывает необходимость и эффективность последовательной и профессиональной работы в правовом поле. Армянская сторона – в лице неправительственных организаций и юридической общественности - все это время неуклонно продвигалась в русле общепризнанных правовых концепций и норм, а в настоящий момент наши интересы совпали с интересами Европы и Запада. И можно с полным на то правом констатировать: верно выбранный путь привел к тому, что Армения оказалась полностью готовой к этому "моменту Х". Моменту, который может стать не менее историческим и для Евросуда, и в целом для Европы, находящейся на перепутье между традиционными ценностями и окончательным скатыванием в хаос повальной коррупции и потери всех правовых и нравственных ориентиров.
P.S. После недавней встречи в верхах в Берне бакинские сайты выдали сообщения о том, что, дескать, Алиев потребовал от Саргсяна освободить азербайджанских заложников Аскерова и Гулиева. Помимо смехотворности сообщения в целом, куда благоразумнее для Баку не педалировать вопрос осужденных в Степанакерте диверсантов, которые, в отличие от армянских заложников, живы, здоровы и находятся под постоянной опекой МККК. Что как нельзя более убедительно демонстрирует без преувеличения бездну в цивилизационном облике Армении и Арцаха, с одной стороны, и Азербайджана – с другой».