К 26-й годовщине геноцида армян в Баку: Народный фронт Азербайджана заранее готовил отряды боевиков в 20-30 человек
Январские трагические события, происшедшие в Азербайджане и его столице в 1990 году, начались с массовых хулиганских бесчинств в приграничных районах. В первых числах месяца экстремисты учинили разгром государственной границы на протяжении 169 км, нанеся ущерб в более чем 5 млн. рублей. На главных виновников было возбуждено уголовное дело. Об этом в своей статье «Баку: Начало девяностого», опубликованной в «Военно-историческом журнале» (№7, 1990г.), пишет генерал-майор юстиции В.Г. Провоторов.
По его словам, спустя две недели совершилось еще более страшное преступление: при попустительстве органов милиции были убиты и растерзаны 56 человек армянской национальности. Затем вспыхнули погромы и грабежи квартир тех, кто был вынужден покинуть Баку (700 человек). В других городах, например, в Ленкорани, Нефтечале, Джалилабаде, представители Народного фронта Азербайджана (НФАз) фактически отстранили законную власть от руководства, чем еще больше усугубили взрывоопасную обстановку, что привело к новым беспорядкам и преступлениям. Все случаи противоправных действий были тщательно расследованы. С этой целью было привлечено более 200 работников союзных и республиканских органов прокуратуры, КГБ и МВД.
Вместе с тем Верховным Советом Азербайджанской ССР, а также различными организациями было создано (как бы в противовес официальному следствию) немало всевозможных комиссий из представителей различных движений и объединений, в том числе и лидеров НФАз. Каждая из них преследовала одну цель – подтасовка и фальсификация фактов, стремление переложить вину за случившееся в Баку кровопролитие исключительно на Вооруженные Силы. Последним, чтобы окончательно очернить их, приписывались преднамеренная слепая жестокость в действиях, связанных с объявлением чрезвычайного положения и вводом войск в столицу Азербайджана. Причем ввод войск фальсификаторы называли не иначе, как вторжением.
Автор пишет, что, начиная с 20 января 1990 года, он более месяца находился в столице Азербайджана, организуя работу группы военных прокуроров и следователей (26 офицеров), а также координируя их взаимодействие с основной следственной бригадой, руководимой представителем следственного отдела КГВ СССР. Ему пришлось попадать и под обстрел боевиков, которые вели прицельный огонь по военнослужащим.
«Массовый опрос военнослужащих, проводившийся в ходе расследования, задокументированные показания непосредственных участников событий позволяют сделать вывод о том, что лидеры НФАз, его экстремистское крыло заблаговременно готовились к захвату политической власти в Баку и других населенных пунктах республики», – пишет Провоторов.
Далее он отмечает, что осознавая значимость овладения ключевым административно-политическим центром, которым является столица Азербайджана, эти силы заблаговременно (практически, сразу же после отмены особого положения в ноябре 1989 г.) приступили к совершенствованию тактики своих действий, созданию дополнительных структур вооруженных формирований – так называемой «освободительной армии».
Серьезная трансформация в тот же период произошла в руководящих органах НФАз, где интеллигенция, создавшая это неформальное республиканское объединение в помощь перестройке, была оттеснена на задний план, а главенство взял в свои руки «штаб национальной обороны».
Используя вывеску НФАз, «штаб» стал готовить свои «вооруженные силы» - так называемых боевиков, которые были сведены в отряды численностью 20-30 человек, жестко управлялись, имели инструкторский состав и нацеливались на действия в строго обозначенных районах, установленных зонах влияния. Последующие события показали, что вооруженные формирования были созданы в морском пароходстве, на Каспнефтегазфлоте, в таксопарках с привлечением транспорта медучреждений и маршрутных такси.
По словам генерал-майора, заблаговременно отрабатывались системы связи и выискивались средства усиления вооруженных группировок в тех районах, где наличных сил могло не хватить для достижения конечных целей. Уже в первых числах января 1990 года велась разведка режима в повседневной деятельности войск, системы караульной и внутренней служб. Были зафиксированы попытки знакомств представителей НФАз, боевиков с военнослужащими с целью приобретения у них оружия, например в артиллерийской и ракетной частях, караулах, на складах вооружения, а также множественные контакты на дорогах Баку –Перикишкюль, Гюздек и др. Солдатам при этом предлагалась сумма от 500 рублей (в начале января) до 5 и даже 25 тысяч рублей по мере нарастания напряженности. С такими предложениями обращались и к приписникам, прибывавшим в Баку для усиления воинского гарнизона накануне и в ходе введения чрезвычайного положения.
«По сути, маскировка лидерами НФАз их подлинных целей и задач была сброшена после событий, происшедших в Баку 13 января. Теперь их основные усилия стали откровенно направляться на то, чтобы нейтрализовать действия МВД республики, проверить свои возможности организации массового террора, раздробления и торможения концентрированных действий правоохранительных органов многочисленными акциями населения в различных районах города. Следует отметить, что своего экстремисты добились», – считает Провоторов и добавляет, что части МВД республики оказались неспособными предотвратить случаи вандализма и разбоя, поскольку была парализована морально-психологическая готовность милиции и руководства республики оказать достойный отпор насилию.
Отчетливо сознавая, что воины армии, руководствуясь гуманными соображениями, не останутся безучастными к противоправным действиям экстремистов, лидеры НФАз, начиная с 16 января организовали блокирование воинских частей, военных училищ и городов, Краснознаменной Каспийской военной флотилии (ККФ), мест компактного проживания офицеров и прапорщиков, подъездных путей к аэродромам, пишет генерал-майор.
Спустя два дня Народный фронт Азербайджана фактически ввел в Баку противозаконное чрезвычайное положение. Боевое ядро НФАз осуществляло на свой манер контроль за транспортной пропускной системой, телефонной, в том числе, междугородной связью, работой (срывало ее) государственных учреждений. С подачи лидеров «фронта» на митингах объявлялось о создании «освободительной армии» во главе с Э. Мамедовым. Сам же «командующий» хвастливо заявлял, что решением НФАз ему было присвоено звание «полковник». Узнав, что в город стали прибывать части внутренних войск, лидеры народного фронта провели массовую акцию по вовлечению горожан в компанию гражданского неповиновения, используя лживые лозунги о том, что военнослужащим поставлена задача уничтожить азербайджанское население в отместку за армянские погромы.
Продолжение следует.
Напомним, что 13-19 января 1990 года в Баку был совершен масштабный погром армянского населения, ставший кульминацией геноцида армян в Азербайджане в 1988-1990гг. После погромов в Сумгаите (26-29 февраля 1988г.) в Баку начались преследования, избиения, убийства с особой жестокостью, публичные глумления, погромы отдельных квартир, захват имущества, насильственные выселения и незаконные увольнения с работы армян. К январю 1990-го года из 250-тысячной общины в Баку оставалось около 35-40 тысяч армян – главным образом инвалиды, пожилые и больные люди и ухаживавшие за ними родственники. С 13 января 1990г. погромы обрели организованный, целенаправленный и массовый характер. Существуют многочисленные свидетельства о зверствах и убийствах, совершенных с исключительной жестокостью, включая групповые изнасилования, сожжение заживо, выбрасывание с балконов высоких этажей, расчленения и обезглавливание.
Точное число жертв геноцида армян в Баку до сих пор неизвестно – по разным данным, было убито от 150 до 400 человек, сотни искалечены. Погромы продолжались неделю при полном бездействии властей Азербайджана и СССР, внутренних войск и многочисленного Бакинского гарнизона Советской армии. Те, кому удалось избежать гибели, подверглись насильственной депортации. Лишь 20 января 1990 года в Баку для установления порядка были введены советские войска.
Подробнее см. на сайте KarabakhRecords
Смежные статьи
- «Такое невозможно забыть и простить»: в США проходят показы фильма «Геноцид длиною в век. Черный январь Баку»
- К 26-й годовщине геноцида армян в Азербайджане: «Я вспоминаю Баку – и снова чувствую запах горелого человеческого мяса…»
- К 26-й годовщине геноцида армян в Баку: «Звонили и угрожали расправиться с нами так же, как с нашей племянницей в Сумгаите»
- К 26-й годовщине геноцида в Баку: «Из Москвы поступил приказ не вмешиваться в погромы и дать спокойно вырезать армян»
- К 26-й годовщине геноцида в Баку: «Армянские квартиры отмечали крестами, чтобы потом прийти и разгромить»
- К 26-й годовщине погромов армян в Баку: «Мама слушала Саят-Нову и плакала – ее отец пережил Геноцид, а потом она сама стала беженкой»
- К 26-й годовщине геноцида в Баку: «Этого молодого армянина просто бросили под поезд»
- К 26-й годовщине геноцида в Баку: «Кто-то сообщил погромщикам, что в доме прячется молодая армянка, и за мной пришли…»
- «История повторяется…» В Ричмонде состоялся показ фильма «Геноцид длиною в век. Черный январь Баку»