Генерал В. Провоторов о событиях 1990г. в Баку: Потерпев поражение 20 января, азербайджанские экстремисты перешли к акциям террора
Представляем продолжение (часть 3) статьи генерал-майора юстиции В.Г. Провоторова «Баку: Начало девяностого», опубликованной в «Военно-историческом журнале» (№7, 1990г.).
Провоторов пишет: «Оперативно оценив обстановку, командиры подразделений и частей с целью исключения гибели невинных людей изменили тактику борьбы с боевиками и снайперами. Были созданы мобильные группы по их захвату, которые, действуя расчетливо и профессионально, проникали на чердаки зданий и вели одиночный огонь только в ответ на стрельбу экстремистов. Боевики и после прорыва заграждений не отступили. Члены новых бандитских групп, мобильно перебрасываемых с различных концов города, стреляли уже в каждого военного, кто попадал в поле их зрения».
О вероломстве и подлости экстремистов свидетельствует и другой неопровержимый факт, подтвержденный данными судмедэкспертизы: пять военнослужащих, погибших в эти дни, были убиты в спину, фактически в упор, когда они зачаливали технику за блоков-«баррикад» для ее растаскивания танками и тягачами.
«О применении военнослужащими оружия, тем более массовом, против мирного населения не может быть и речи. Все это провокационные выдумки. В самых сложных ситуациях войны проявляли выдержку и самообладание, зачастую, оберегая граждан, подставляли себя под удар», – пишет автор и в качестве примера приводит действия воинов-десантников под командованием офицера Ю. А. Наумова. Встретив мощное заграждение при въезде в Баку с южного направления, они взяли его атакой в пешем строю. Притом без единого выстрела, захватив более 70 вооруженных боевиков, которые вели по личному составу массированный огонь. Другая же часть, выдвигавшаяся со стороны военного аэродрома, израсходовала при прорыве в город лишь 258 патронов, о чем имеется соответствующий акт, при стрельбе вверх, из открытых люков БМД (боевая машина десанта) для разгона организованных групп боевиков. Даже дилетанты в воённом деле поймут, что, ведя, огонь из открытых люков, поразить людей перед войсковой колонной невозможно, могли быть убиты лишь те, кто был на крышах высотных домов.
Экстремисты же использовали изуверские методы борьбы. Например, разогнав тяжелые груженые автомобили и направив их в колонны и цепи солдат, они, выскакивали из набирающих скорость грузовиков. Разливали и поджигали нефтепродукты, а также завалы из предварительно облитых нефтью, бензином и мазутом автопокрышек, забрасывали людей и технику бутылками с зажигательной смесью, самодельными и боевыми взрывчатыми устройствами.
Потерпев поражение в столкновениях 20 января, экстремисты перешли к акциям террора практически по всему городу: обстреливали посты и передвигающиеся колонны, отдельные машины. Производился активный обстрел войсковых нарядов из машин, в том числе и с символикой медицинской скорой помощи.
Как отмечается, впоследствии экстремистские силы использовали все возможное для развязывания террора в отношении военнослужащих. Так, в Баку неоднократно осуществлялись наезды автомобилей на солдат и офицеров. Например, автомобилем ГАЗ-24 без номерных знаков преднамеренно сбит военнослужащий военных войск; двое солдат и сержант морской пехоты получили тяжелые увечья от наезда на них, совершенного умышленно водителем автомобиля ЗИЛ-130.
Не менее рьяно и жестоко препятствовали экстремисты возвращению к месту жительства воинов запаса, хотя сами же добивались принятия решения об их выводе из Баку и Азербайджана. Колонны автомашин, которыми те доставлялись на аэродромы, постоянно обстреливались, в результате чего вновь лилась человеческая кровь. Только 22 и 23 января погибли три человека из числа убывающих.
Согласно информации, в этот же период имели место случаи гибели и ранений тех, кто обеспечивал эвакуацию семей военнослужащих, и пожелавших выехать граждан из числа русскоязычного населения. Причем в ходе обстрела мирных колонн ответный огонь не открывался, чтобы не усугублять обстановку и не подвергать излишней опасности женщин и детей. Более того, для уменьшения угрозы жизни последних их разместили в центре кузовов машин, а боковые места заняли воины, прикрыв эвакуируемых своими телами.
Бесчеловечная сущность антинародных сил проявилась и в их действиях на море. Как уже упоминалось, 19 января для заграждения фарватеров около 50 единиц судов Каспморнефтефлота сосредоточились в Бакинской бухте. Тем самым были грубо попраны международные правила мореплавания, вследствие чего создалась реальная угроза судоходству в бухте и вблизи нее. Эти действия, которые международное морское право квалифицирует как преступные, совершались осознанно, злоумышленно. 21 января заместитель главкома ВМФ адмирал В. В. Сидоров, приняв делегацию капитанов гражданских судов, пытался разрешить конфликт мирным путем. В ответ на это «делегаты» заявили, что они не допустят выхода в море кораблей флотилии, в случае попытки экипажей последних освободить фарватеры подожгут нефтеналивные суда и резервуары с нефтепродуктами на берегу. Членов делегации предупредили, это гидрографические суда (ГС) флотилии будут вывозить эвакуируемых женщин и детей.
Капитаны не возражали против этого. Но когда гидрографы вышли в бухту, суда Каспморнефтефлота напали на них. И это при том, что оперативный дежурный флотилии сообщил на теплоход «Оруджев» о выходе двух ГС из бухты. Это сообщение передами в 17 часов 21 января, и только спустя сутки получили ответ, причем отрицательный. Наконец после радиопереговоров «Оруджев» дал добро на выход ГС и спустя десять минут они отошли от пирса.
Но, как пишет генерал-майор, их спокойный ход был кратковременным. Вслед за ними снялся с якоря «Нефтегаз – 10» и полным ходом устремился к ГС. Дежурный успел оповестить командиров гидрографических судов, и те, увернувшись от тарана, вернулись на базу. Вторично они вышли в море уже под охраной артиллерийского катера.
Но распалившихся экстремистов уже трудно было остановить. Не помогло и то, что даже многие их «союзники» – капитаны судов, участвующие в блокаде фарватере, – пытались предотвратить преступную акцию. Увидев, что «Нефтегаз – 10» намерен таранить ГС, они возмущенно кричали по радио: «Это провокация?.. Нельзя идти на таран!..»
Между тем с «Оруджева» поступила команда: «Назначенным судам выйти на таран!». И экстремисты выполнили ее. Не остановило их ни предупреждение о том, что в случае опасного сближения по преступникам будет открыт огонь, ни предупредительные выстрелы в воздух. Только мастерство командира ГС спасло 167 человеческих жизней, хотя судно получило значительные повреждения. И все же провокация на море этим не закончилась. В 21 ч. 07 мин. того же дня было перехвачено радиосообщение судна «Баба-заде», в котором извещалось, что капитану этого судна поставлена задача «взять заложников», т. е. захватить два ГС и артиллерийский катер. Безответственную акцию удалось предотвратить решительными действиями военных моряков.
Отмечается, что несмотря на провокации и жестокое отношение к себе, воины проявили образцы выдержки и великодушия. Убедительным примером того является освобождение вокзала и судна «Оруджев», где сосредоточивались активисты НФАз. При этом, последние не имели потерь, в то время как от их автоматно-пулеметного огня (его вели с судов «Водолей-4», «Нефтгаз-30», «Сухона») пострадали в разной мере многие воины-десантники.
«Нет причины жаловаться на военнослужащих и основной массе местного населения. Более того, жители Баку и других населенных пунктов не однажды выражали благодарность личному составу воинских подразделений за содействие и помощь», – говорится в материале.
Лидеры НФАз, ввергшие народ в кровопролитие, не пострадали и в других местах, где велись боевые действия. Они предпочли укрыться от ответственности перед согражданами и законом кто в отдаленных районах республики, кто в других городах страны. Скрылся, к примеру, один из самых непримиримых лидеров экстремизма, – Н. Панахов, за которым тянется след преступной деятельности с 1988 года.
Выдвигая националистические лозунги, «республиканцы» типа Панахова лицемерили. Их главная цель – нагнетание страстей и захват власти, а не решение межнациональных вопросов. Например, блокируя и обстреливая территорию и здания Бакинского высшего общевойскового командного училища (БВОКУ), они даже не пожелали взять в расчет то, что значительное число курсантов – лица коренной национальности. Находясь в плену непомерной амбиции, ослепленные ненавистью, они вели массированный огонь по «объекту», не разбирая «своих» и «чужих». Такая же ситуация сложилась и в других местах, где от рук взбесившихся земляков получили ранения воины- азербайджанцы прапорщик Т. С. Саламов, рядовой М. А. Газиев и другие, а старший прапорщик О. С. Ахундов и рядовой М. С. Мамедов были убиты. Считалось: кто в военной форме, тот экстремистам враг, поскольку мешает осуществлению их властолюбивых и мафиозных планов.
Продолжение следует.
Напомним, что 13-19 января 1990 года в Баку был совершен масштабный погром армянского населения, ставший кульминацией геноцида армян в Азербайджане в 1988-1990гг. После погромов в Сумгаите (26-29 февраля 1988г.) в Баку начались преследования, избиения, убийства с особой жестокостью, публичные глумления, погромы отдельных квартир, захват имущества, насильственные выселения и незаконные увольнения с работы армян. К январю 1990-го года из 250-тысячной общины в Баку оставалось около 35-40 тысяч армян – главным образом инвалиды, пожилые и больные люди и ухаживавшие за ними родственники. С 13 января 1990г. погромы обрели организованный, целенаправленный и массовый характер. Существуют многочисленные свидетельства о зверствах и убийствах, совершенных с исключительной жестокостью, включая групповые изнасилования, сожжение заживо, выбрасывание с балконов высоких этажей, расчленения и обезглавливание.
Точное число жертв геноцида армян в Баку до сих пор неизвестно – по разным данным, было убито от 150 до 400 человек, сотни искалечены. Погромы продолжались неделю при полном бездействии властей Азербайджана и СССР, внутренних войск и многочисленного Бакинского гарнизона Советской армии. Те, кому удалось избежать гибели, подверглись насильственной депортации. Лишь 20 января 1990 года в Баку для установления порядка были введены советские войска.
Подробнее см. на сайте KarabakhRecords
Смежные статьи
- К 26-й годовщине геноцида армян в Азербайджане: «Два года я провела в заложничестве, в кошмарных условиях»
- «Такое невозможно забыть и простить»: в США проходят показы фильма «Геноцид длиною в век. Черный январь Баку»
- «История повторяется…» В Ричмонде состоялся показ фильма «Геноцид длиною в век. Черный январь Баку»