Политолог М. Гафарлы о трех ошибках Ильхама Алиева, из-за которых Азербайджан постигнет судьба шахского Ирана, Египта и Сирии
Обострение социально-экономической ситуации в Азербайджане, находящемся в сильной зависимости от импортной продукции, явилось следствием «сильного обвала нефтяных цен» и необходимости дважды резко девальвировать манат. Об этом на сайте «Колокол России», анализируя ситуацию в Азербайджане и предрекая ему судьбу шахского Ирана, Египта и Сирии, пишет политолог Мехман Гафарлы.
Согласно автору, при двукратной девальвации маната многие товары первой необходимости подорожали более чем в 2–3 раза, причем подорожание коснулось даже местной продукции, что «никак нельзя объяснить девальвацией маната».
«В условиях массовой безработицы и отсутствия постоянного дохода для многих азербайджанцев это стало настоящим шоком, и во многих районах республики прошли стихийные митинги», – пишет Гафарлы, отмечая, что, судя по тому, как золотовалютные резервы Азербайджана тают, а цены на нефть падают, самые суровые экономические трудности и самые острые социально-политические катаклизмы еще впереди.
Гафарлы отмечает, что золотовалютный запас Азербайджана, еще в середине 2014 года превышавший $15 млрд., к 21 декабря 2015 года сократился до $5,1 млрд., которые можно считать практически уже «разъеденными». Поскольку для удовлетворения валютного спроса азербайджанских банков Центральный банк Азербайджана (ЦБА) каждый рабочий день через валютный аукцион продает около $200 млн., а в самый пик ажиотажного спроса на валюту эта сумма превышала $300 млн. в день.
«О резком снижении валютных резервов ЦБА косвенно свидетельствует и тот факт, что с середины января на валютном аукционе, организованном для банков республики, валюту вновь начал продавать Государственный нефтяной фонд Азербайджана, где аккумулировалась значительная часть нефтяных доходов республики», – пишет он, отмечая, что, если низкие цены на нефть сохранятся еще полгода, то ЦБА будет вынужден вновь девальвировать манат, что может стать катализатором массовых антиправительственных выступлений в Азербайджане.
А третья девальвация, согласно эксперту, может приобрести в Азербайджане неконтролируемый характер из-за паники среди населения и отсутствия достаточных валютных резервов у ЦБА.
«Ситуация в Азербайджане особенно опасна еще в связи с тем, что эта республика вобрала в себя все негативные явления, которые были у других стран региона, переживших революцию. Например, при высоких ценах на нефть Азербайджан, так же, как и шахский Иран в середине 70-х годов прошлого века, вкладывал деньги не в бизнес-проекты, которые приносили бы прибыль, а в очень дорогостоящие инфраструктурные объекты и мероприятия», – пишет автор.
Ильхам Алиев также строил дорогие спортивные и культурные объекты, дороги, мосты, дорогостоящие парки, которые тут же называли именем его отца Гейдара Алиева. Причем, ни один из помпезно проведенных мероприятий, в числе которых, музыкальный конкурс «Евровидение» и Первые Европейские игры-2015, от которых отказались другие страны ЕС, не принес Азербайджану прибыли и, по сути, деньги были выброшены на ветер.
Эксперт также отмечает «роковую ошибку» Ильхама Алиева, который, по примеру свергнутого президента Египета Хосни Мубарака, привязал национальную валюту к доллару США, в результате чего, ввиду высокого курса национальной валюты, производить товары на месте, в том числе заниматься сельским хозяйством, стало убыточным делом.
В Египте, потребительский рынок которого заполонили дешевые импортные товары, все закончилось тем, что при резком сокращении производства зерна увеличился импорт пшеницы. Но после того, как деньги в казне иссякли и пришлось покупать пшеницу низкого сорта, это спровоцировало хлебные бунты в Египте. «Народ, выступающий сначала только против продажи хлеба, испеченного из муки пшеницы низкого сорта, вскоре начал требовать и отставку самого президента Мубарака», – пишет Гафарлы, отмечая, что исламские радикалы из организации «Братья мусульмане» воспользовались этим обстоятельством и, управляя недовольной народной массой, захватили власть.
Такая же ситуация в Азербайджане. При высоком курсе маната производство товаров в стране стало убыточным и дешевые товары из соседних Турции и Ирана, чьи национальные валюты регулярно девальвируются, захватили азербайджанский потребительский рынок, вытеснив оттуда продукцию местного производства.
«Из-за крепкого маната даже производство сельскохозяйственной продукции стало убыточным, в результате чего многие фермеры и обычные крестьяне бросили свои земли и уехали в другие страны на заработки. Сегодня многие земли, пригодные для сельскохозяйственных нужд, пустуют. Таким образом, крепкий манат добил азербайджанских производителей», – пишет Гафарлы, отмечая, что, как следствие, Азербайджан лишился своей продовольственной безопасности, производя у себя только 54% употребляемой в стране продовольственной пшеницы. А из-за импортной пшеницы подорожала и пшеница местного производства, что привело к резкому росту цен на макаронные изделия, муку и хлеб, что, в свою очередь, спровоцировало митинги протесты в Сиазаньском, Лянкаранском, Агджабединском, Физулинском, Агсуинском районах, а также в городах Губа, Астара и Джалилабад.
«Учитывая, что влияние радикального ислама в регионах в последние годы стремительно растет, то можно не сомневаться, что исламисты, как и в Египте, недовольство населения тяжелым социально-экономическим положением будут использовать для свержения Ильхама Алиева», – пишет Гафарлы.
Также эксперт отмечает «третью грубейшую ошибку» Ильхама Алиева, которая развивает антиправительственные выступления в его государстве по сирийскому сценарию, – это выдворение безработных выходцев из регионов из столицы накануне Первых Европейских игр 2015 в Баку.
Согласно Гафарлы, это дорогостоящее спортивное мероприятие Алиев-младший использовал для очищения столицы от недовольной массы и сторонников оппозиции, чтобы не допустить в Баку очередного майдана. Но в ходе этой кампании пострадали десятки тысяч простых азербайджанцев, которые находились в Баку на заработках, занимаясь мелкой торговлей, работая в различных сферах экономики.
«Когда игры закончились, и безработная масса хотела вернуться в Баку, то обратный доступ к столице для выходцев из регионов закрыли, а с 15 сентября прошлого года с 7 утра до полуночи столицу закрыли для автомобилей с региональными номерами. В результате без заработка остались даже те азербайджанцы, которые зарабатывали тем, что «таксовали» между столицей и регионами», – отмечает он, добавляя, что этим Ильхам Алиев распространил протестный электорат по всей республике, увеличив тем самым масштаб массовых антиправительственных выступлений.
Все это указывает на то, что события в Азербайджане будут развиваться не по украинскому сценарию (когда все основные революционные события происходили в столице), а по сирийскому – когда народные бунты начались в регионах и центральная власть начала терять контроль над периферией.
А когда вся протестная народная масса одновременно поднимется по всей республике, то Ильхам Алиев будет рисковать потерять контроль над регионами и остаться властителем лишь столицы и близлежащих территорий, пишет Гафарлы, проводя параллели со вторым президентом Азербайджана Абульфазом Эльчибеем, которого в 1993 году свергли именно мятежом, начавшимся на периферии.
Результатом спонтанно вспыхнувших в регионах Азербайджана акций протеста, согласно Гафарлы, стала внеочередная сессия парламента Азербайджана, на которой «чтобы успокоить народ», был принят ряд законов. В том числе, помимо прочего, Ильхам Алиев подписал распоряжение об увеличении с 1 февраля на 10% пенсий и других социальных пособий, а также зарплат работников бюджетной сферы.
«Но вряд ли 10-процентное повышение пенсий и зарплат успокоит население при росте цен на многие товары на 100–150%. В то же время стабилизировать валютный рынок, где паника с каждым днем только усиливается, будет нелегко», - отмечает эксперт.
«На фоне ухудшения экономической ситуации в Азербайджане дает о себе знать влияние ваххабизма, исповедующего исламский «социализм». Сегодня идеи радикального ислама овладевают умами миллионов азербайджанцев, создавая почву для революционных перемен в Азербайджане под лозунгами ислама», – пишет политолог, отмечая, что радикальный ислам в азербайджанской версии впитывает в себя гнев на коррумпированную власть и зависть к преуспевающим бизнесменам.
Согласно Гафарлы, в условиях экономического кризиса, массовой безработицы и при полной нищете населения полуголодные граждане страны вовсе не интересуются такими западными ценностями, как демократия, свобода слова, права человека и т.д. Сегодня азербайджанский народ, в первую очередь, жаждет торжества социальной справедливости и улучшения своего материального положения. А с такой идеей сегодня выступают именно радикальные исламисты. Именно они станут «третей силой», которая будет решать дальнейшую судьбу Азербайджана.
Также политолог отмечает, что в результате многолетней дискредитации традиционной, светской оппозиции, которой народ не верит так же, как и правительству, власти Азербайджана «лишили себя возможности вести диалог с недовольным народом в условиях кризиса».
«Теперь для власть имущих наступает время непредсказуемости и неуправляемости. Потому, что исламские радикалы, из которых будет формироваться новая мощная азербайджанская оппозиция, не признают никакой мирный диалог с властью, для них существует только язык силы с оружием в руках», – отмечает он, проводя прямые параллели с событиями в Ливии, Сирии и Египте.
Прогнозируя ситуацию в Азербайджане, Гафарлы считает, что она может резко обостриться уже этой весной, в связи с принятием Конгрессом США инициированного председателем Комиссии по безопасности и сотрудничеству в Европе Кристофером Смитом законопроекта «Азербайджан – Демократический Акт 2015», предусматривающего применение жестких санкций против этого государства.
Однако сайт американской газеты «The Washington Post» относительно перспектив принятия данного закона пишет, что, несмотря на нарушение прав человека, Соединенные Штаты тесно сотрудничают с Азербайджаном, как в экономической сфере, так и в сфере безопасности, ввиду чего законопроект Смита, вряд ли пройдет.
В публикации также отмечается, что по утверждению организации «Европейская инициатива стабильности» мягкая позиция Запада в отношении Азербайджана является результатом «икорной дипломатии» президента Ильхама Алиева. «В организации отмечают, что предлагаемые Алиевым бесплатные путешествия и щедрые подарки побуждают западную элиту игнорировать репрессии его правительства», - пишет газета, отмечая, что такое покровительство может иметь последствия.
Смежные статьи
- Эксперт: Резервы Центробанка Азербайджана закончатся через 2-3 месяца, а цены вновь взлетят на 50%
- На фоне обвала маната и спада цен на нефть в Азербайджане начали распродавать имущество и активы
- В Азербайджане предлагают запретить кулинарные передачи, из-за которых родители вынуждены избивать просящих еду детей
- В условиях экономического кризиса население Азербайджана перестало доверять банкам даже долларовые вклады
- Прогнозы экспертов: В 2016 году в Азербайджане из-за экономического кризиса потеряют работу еще 100 тысяч граждан