На фоне прогнозов «крупнейшего инфляционного всплеска» Азербайджан на 40% сократил финансирование военной сферы
Официальный курс маната по отношению к доллару, установленный Центробанком АР (ЦБА) на 1 февраля 2016 года, составил 1,5972 маната/1 USD, оставшись неизменным с конца прошлой недели, передает азербайджанское информационное агентство «Тренд.аз». По итогам прошедшей недели, согласно агентству, средняя цена на нефть сорта «Азери Лайт» составила $34,59 за баррель.
Азербайджанское информационное агентство «Туран», ссылаясь на аналитический обзор «Sberbank Investment Research», пишет о том, что в прошлом году Азербайджан потратил золотовалютные резервы на сумму $8,8 млрд, в результате чего их объем сократился до $5 млрд. С начала 2016 года, несмотря на активные валютные интервенции Центробанка АР и контроль над движением капитала, манат потерял в цене еще 4,2%. Банковская система также испытывает сильное давление, с 18 по 27 января у 6 банков были аннулированы лицензии.
«Согласно обзору, снижение цен на нефть крайне негативно отражается на экономике страны, а усиливающийся дисбаланс принудил Минфин к поиску возможностей для привлечения капитала», – передает агентство, отмечая, что правительство Азербайджана рассчитывает привлечь 100 млн. манатов ($61 млн.) за счет приватизации, а за счет размещения облигаций на внутреннем рынке – эквивалент $245 млн. в манатах и $500 млн. – в иностранной валюте. В результате этого кредитоспособность государства может вырасти.
Однако международное агентство S&P планирует пересмотреть обеспечиваемый в основном активами ГНФАР (к 1 октября 2015 года - $34,7 млрд.) суверенный кредитный рейтинг Азербайджана, передает агентство, отмечая, что внешний государственный долг Азербайджана 1 октября составлял $6,7 млрд. Агентство также отмечает, что Азербайджан обратился за помощью к МВФ и ВБ, чтобы те выделили Азербайджану в общей сложности $4 млрд. Однако первые лица государства категорически опровергли данную информацию.
Комментируя противоречивость данной информации, известный украинский экономический эксперт, исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко в беседе с корреспондентом азербайджанского сайта «Хаккин.аз» отметил, что страна, не уверенная до конца в том, что для нее будут открыты программы МВФ и ВБ, старается не афишировать даже сам факт переговоров на сей счет. Только после того, как соответствующие договоренности бывают заключены, общественность этих стран узнает о выделении ей кредитов от МВФ и ВБ. А посему, эксперт не исключает, что Азербайджан действительно обратился к международным структурам за финансовой помощью.
Комментируя финансовые возможности Азербайджана, эксперт отметил, что потеря $9 млрд. золотовалютного резерва Азербайджаном – результат «ошибочной уверенности руководства ЦБ Азербайджана в том, что цены на нефть вернутся к комфортной отметке, в результате чего все станет на круги своя». Касаясь резервов Госнефтефонда Азербайджана, эксперт отметил, что имеющаяся там ныне сумма – а это свыше $30 млрд. – только на первый взгляд кажется очень значительной. «История полна примерами того, как быстро растрачивались и куда более солидные резервы», – сказал он.
Министр энергетики Натиг Алиев, комментируя перспективы приватизации Госнефтекомпании Азербайджана (ГНКАР), заявил, что об этом не может быть и речи, передает азербайджанский сайт «Репорт.аз». По словам министра, могут быть приватизированы только вспомогательные структуры этих энергетических учреждений, которые, однако, требуют инвестиций порядка $4 млрд., поскольку оборудование на этих предприятиях устарело.
Азербайджанский сайт «Вести.аз», ссылаясь на отчет рейтингового агентства «Standard & Poor’s», пишет, что тот «пророчит Азербайджану крупнейший в этом десятилетии инфляционный всплеск». «Согласно прогнозам S&P, в 2016 году индекс потребительских цен (CPI) взлетит на 15% против 4,2% в 2015 году. В 2017-2019 годах потребительская инфляция будет составлять по 4% в год», - пишет сайт со ссылкой на «Эй-би-си.аз», отмечая, что в 2016 году агентством ожидается самая высокая инфляция в этом десятилетии. Министерство финансов Азербайджана, в свою очередь, выразило несогласие с выводами S&P при оценке рейтинга Азербайджана на фоне снижения цен на нефть, аргументируя это тем, что в случае повышения цен на сырьевые товары «агентство проявит такую же оперативность».
Азербайджанский правовед Азер Гулиев, комментируя заявление министра труда и социальной защиты Азербайджана Салима Муслимова о том, что минимальное пособие по безработице, которое сейчас составляет 55 манатов, будет увеличено на 30-40%, отметил, что «эта информация распространена исключительно для того, чтобы хоть как-то успокоить население, возмущенное скачком цен на все товары». «Не верю в то, что пособие по безработице в ближайшее время может составить почти 80 манатов», - цитирует правоведа «Хаккин.аз».
Между тем, 29 января 2016 года в Баку произошла стихийная акция таксистов, недовольных экономическим кризисом, бездействием властей и отсутствием социальной защищенности рядовых граждан, передает агентство «Туран». Согласно публикации, собравшиеся люди выразили свое возмущение журналистам коррупцией, социальной несправедливостью и отсутствием реальных шагов по решению этих проблем.
Также в Баку продолжают закрываться торговые учреждения, передает «Хаккин.аз» со ссылкой на азербайджанскую газету «Азадлыг», согласно которой, места, где раньше шла бойкая торговля, за последние недели закрылся ряд магазинов. «Накануне рынок одежды Баку также покинула сеть магазинов детской одежды Kids World. Все магазины данной сети закрылись», – пишет сайт.
На фоне роста социального напряжения, протестов, которые приходится усмирять с помощью внутренних войск, и регулярных перестрелок на линии противостояния с НКР, Азербайджан вынужден резко сократить свой военный бюджет – почти на 40%, пишет российская деловая газета «Взгляд». Так, министерство финансов Азербайджана обнародовало информацию, согласно которой общие расходы на оборону в 2016 году снизились на 39,7%.
«Основные расходы формально даже увеличились на 3,3% (в прогнозе бюджетного исполнения аж на 4,4%), но пострадали т.н. „специальные проекты и деятельности”. Начиная с 2011 года эта бюджетная строка была неотъемлемой частью общих оборонных расходов Азербайджана и всегда колебалась в районе 40% от всего военного бюджета. Теперь ее просто нет», – говорится в публикации.
По мнению авторов, сокращение бюджетного финансирования коснется именно закупок вооружений и планов постепенного перехода на собственные производительные мощности в ВПК. Однако до сих пор в Азербайджане заработал всего один, выпускающий по израильской лицензии беспилотники завод. А вот переговоры о производстве нового БТР «Намер» тоже, скорее всего, будут отложены до лучших времен. Резюмируя, авторы отмечают, что в итоге единственным прямым последствием сокращения военных расходов Баку непосредственно на линии фронта станет хроническая нехватка бронетехники – главный военный фактор, все эти годы сдерживающий реваншистские настроения в вооруженных силах Азербайджана.