ЦМПЗ: Список политзаключенных в Азербайджане насчитывает 93 человека
Глава международной организации «Комитет по защите журналистов» (CPJ) Джоел Саймон направил открытое письмо вице-президенту Евросоюза и представителю по внешним делам и политике безопасности Федерике Могерини, в котором выражено беспокойство в связи с бедственным положением СМИ в Азербайджане. Об этом сообщается на сайте «Комитета по защите журналистов».
Автор письма напоминает, что в стране независимые СМИ подвергаются давлениям и преследованиям, а аресты журналистов за последние два года приобрели беспрецедентный характер. Так, отмечается, что в Азербайджане запрещено вещание радиостанций «BBC», «Свобода», а также была приостановлена деятельность некоторых независимых СМИ.
Напоминается, что в декабре 2014 года в Баку был закрыт офис независимого онлайн-телевидения «Meydan TV» из-за угроз со стороны властей страны, преследующих репортеров этого Интернет-ресурса. Некоторые журналисты «Meydan TV» были арестованы по сфабрикованным обвинениям в хранении наркотиков, хулиганстве и т.д.
«Не менее восьми репортеров, в том числе удостоенная наград журналистка-расследователь Хадиджа Исмаилова, до сих пор томятся в азербайджанских тюрьмах. Несмотря на многочисленные процессуальные нарушения и отсутствие доказательств, суды не удовлетворяют апелляционные жалобы журналистов», – подчеркнул Дж. Саймон.
Также, отмечается, что в декабре Генеральный секретарь Совета Европы Турбьёрн Ягланд заявил, что возглавляемое им ведомство начало официальное расследование в связи с фактами нарушений основных прав человека в Азербайджане.
«В частности, мы просим вас использовать Ваши встречи с официальными лицами Азербайджана, которые состоятся в понедельник, для подчеркивания важности свободы прессы, чтобы призвать власти создать более толерантную атмосферу, а также подчеркнуть, что партнерство ЕС с Азербайджаном подразумевает также обеспечение основополагающего права граждан на свободу выражения. Существенным шагом на этом пути было бы немедленное и безусловное освобождение из тюрьмы восьми журналистов», – сказано в обращении главы Комитета по защите журналистов к Федерике Могерини.
Тем временем, по сообщению «Кавказского узла», в Азербайджане правозащитная организация «Центр мониторинга политзаключенных» (ЦМПЗ) представила в Комиссию по вопросам помилования при президенте страны обновленный список политзаключенных с целью освобождения их из мест лишения свободы.
Так, по словам главы ЦМПЗ Эльшана Гасанова, обновление списка политзаключенных связано с предполагаемым традиционным помилованием по случаю предстоящего весеннего праздника Новруз-байрам, совпадающего с весенним равноденствием.
«В нашем списке 93 человека из единого списка политзаключенных, составленного рабочей группой из числа представителей гражданского общества, который был объявлен в конце прошлого года», – пояснил Гасанов.
ЦМПЗ продолжает считать политзаключенными Лейлу Юнус и ее супруга Арифа Юнуса. «Супруги Юнусы хотя на свободе, но им просто заменили реальные сроки тюремного заключения на условное наказание. В отношении них остаются обвинительные приговоры. Мы считаем необходимым полностью прекратить их уголовное преследование», – отметил Гасанов.
Кроме того, ЦМПЗ называет предполагаемыми политзаключенными лидера движения «Мусульманское единство», шиитского богослова Талеха Багирзаде и еще девять человек, арестованных по «нардаранским событиям» – Балали Гумбатова, Сардара Буньятова, Али Нуриева, Алибалу Велиева, Джаббара Джаббарова, Али Гусейнова, Мехмана Гулиева, Ибрагима Худавердиева и Расима Буньятова.
«Все они обвиняются в целом ряде тяжких преступлений, включая попытку насильственной смены конституционного строя. Это обвинение само по себе имеет политический оттенок. Мы считаем их предполагаемыми политзаключенными в связи с непрозрачностью следствия по этому делу, применением пыток против арестованных и нарушением их других прав», – сказал глава организации.
Предполагаемыми политзаключенными ЦМПЗ считает также ахунда мечети «Хусейния» при святилище «Нардаранский пир» Нухбалу Рагимова, обвиняемого в незаконном хранении оружии, и арестованного по обвинению в госизмене бывшего зампреда Исламской партии Азербайджана Ингилаба Ахадова.
«Нухбала Рагимов является достаточно авторитетным среди жителей Нардарана священнослужителем, и его арест произошел на фоне политических событий вокруг этого поселка. Уголовное преследование Инглаба Ахадова также неоднозначно воспринимается ввиду непрозрачности следствия», – подчеркнул Гасанов.
По его словам, ЦМПЗ продолжит отслеживать следствие по делу предполагаемых политзаключенных и судебные процессы по их делам и позже, консультируясь с другими правозащитными структурами, придет к окончательному выводу относительно статуса этих заключенных.
Между тем, один из членов комиссии из числа проправительственных некоммерческих организаций в интервью «Кавказскому узлу» отметил, что не располагает информацией о поступлении в комиссию обращения ЦМПЗ. «Позиция комиссии такова – в стране нет политзаключенных», – заявил член комиссии, пожелавший остаться неназванными.
Отметим, что согласно докладу «Всемирный Индекс свободы прессы – 2015» правозащитной организации «Репортеры без границ», Азербайджан стал крупнейшим тюремщиком журналистов в Европе, зарегистрировав одно из самых стремительных падений, по сравнению с другими странами в Индексе. В докладе отмечается, что власти Азербайджана всячески повергают репрессиям критиков, независимых репортеров. В стране подавляются голоса свободных журналистов и блоггеров, закрываются информационные агентства. Те же немногие журналисты, которые пытались сопротивляться и отстаивать свои права, или попали в тюрьму по сфабрикованным обвинениям, или же вынужденно бежали заграницу.
Также напомним, что 26 ноября 2015г. в поселке Нардаран, расположенном в 25 км к северу от Баку, произошел вооруженный инцидент между главой шиитских исламистов Азербайджана Талехом Багировым (Тале Багирзаде), людьми из его окружения и полицией. В ходе столкновений было убито 7 человек – 2 полицейских и 5 верующих. По данным правоохранительных органов, в ходе спецоперации полиция задержала 15 исламистов, в том числе Тале Багирзаде. В отношении всех задержанных возбуждено уголовное дело и применена мера пресечения в виде заключения под стражу.
Отмечалось, что полиция провела спецоперацию в момент совершения дневного намаза, что вызвало резкое недовольство верующих. Группа спецназа в черных масках ворвалась в святилище «Хусейния», где молились верующие, и бросила дымовые шашки. На голову Тале Багирзаде и некоторых других надели черные мешки и выволокли из помещения. При этом против некоторых присутствующих были применены какие-то препараты и люди потеряли сознание. Сразу после этого в поселке начались массовые волнения. Также отмечалось, что на протяжении нескольких дней поселок был обесточен, не было телефонной связи, дороги были перекрыты полицейскими машинами, а также бронетехникой. Местные жители стали жаловаться на нехватку продовольствия в виду ограничения допуска в поселок автомобилей торговых фирм. Нардаран фактически находился в состоянии блокады.
Добавим также, что 23 декабря рабочая группа по составлению единого списка политзаключенных, распространила очередной обновленный список граждан Азербайджана, признанных в стране политзаключенными. В этом списке были 93 фамилии. Среди них известные правозащитники, журналисты, блоггеры, политические активисты, религиозные деятели и другие. Сообщалось также, что 28 декабря 2015г. президент Азербайджана Ильхам Алиев подписал распоряжение о помиловании 210 осужденных, однако в списке помилованных отсутствовали граждане, признанные правозащитниками политзаключенными.
Смежные статьи
- Эксперт: Власти Азербайджана превентивно обезвредили протестующую часть населения Нардарана
- Азербайджанцы США поддержали принятие законопроекта о применении санкций против чиновников-соотечественников
- В Азербайджане приступили к исполнению приказа о помиловании: на свободу выходят воры, наркоманы, преступники, но не политзаключенные
- Центр мониторинга политзаключенных: в тюрьмах Азербайджана заключенных раздевают догола, оскорбляют и избивают дубинками
- Эксперты: В Азербайджане царит атмосфера, напоминающая коммунистическую эпоху