Н. Джафарлы: После оптимистичных выступлений главы Центробанка Азербайджана всегда происходит прямо противоположное
Международное рейтинговое агентство «Fitch Ratings» снизило кредитный рейтинг Азербайджана с BBB– до «мусорного» BB+. Об этом со ссылкой на агентство «Bloomberg» пишет азербайджанский сайт «Минвал.аз».
Согласно аналитикам «Fitch», низкие цены на нефть вызвали значительное ухудшение финансового положения Азербайджана, сокращение ВВП которого в 2016 году составит 3,3%.
Несмотря на уверения ЦБ Азербайджана в том, что имеющихся в его распоряжении валютных резервов, «превышающих внешний долг более чем в пять раз», хватит на 2,1 года, рейтинговое агентство «Fitch Ratings» отмечает, что валютных резервов ЦБА хватит лишь для покрытия объема импорта товаров и услуг в течение 4,9 месяцев, передает информационное агентство «Тренд». Так, согласно сообщению «Fitch Ratings», валютные резервы ЦБА на конец 2015 года составляли $6,1 млрд., что было достаточно для покрытия 3,4-месячного импорта.
Агентство ожидает инфляцию в Азербайджане на уровне 14% в 2016 году, пишет «Тренд».
Стратегия правительства Азербайджана, направленная на удержание национальной маната хотя бы на нынешнем уровне, приводит к падению важнейших макроэкономических показателей. Об этом заявил в интервью «Спутник-Азербайджан» доктор экономических наук, профессор Азербайджанского государственного экономического университета (UNEC) Эльшад Мамедов, по словам которого, в январе 2016 года спад объема ВВП страны составил 3,3%, а спад производства в ненефтяном секторе – 3,7%.
По мнению эксперта, реальной работы по налаживанию производственных мощностей у правительства Азербайджана нет, и основные их усилия направлены на удержание курса маната монетарным способом. «Правительство пытается любым способом собрать манат, уменьшить денежную массу в обращении. Но сокращение денежной массы – это ограничение производственных возможностей, а значит, другие макроэкономические показатели также будут сокращаться», – отмечает Мамедов.
А коммерческие банки, которые призваны инвестировать в производство и выделять средства предпринимателям для приобретения оборудования, фактически этим не занимаются, так как, во-первых, у них не хватает финансовых средств, а во-вторых, в настоящее время комбанки занимаются просто спекулятивным кредитованием каких-то потребительских кредитов. «В итоге, складывается ситуация, когда государство объявляет о мерах по стимулированию экономики, но деловая активность при этом снижается», – подчеркнул Мамедов.
Комментируя уменьшение объемов внешней торговли, Мамедов отметил, что это говорит о том, что надежды на увеличение материального производства нет, при этом импорт по-прежнему состоит из потребительских товаров.
Председатель ЦБА Эльман Рустамов в свою очередь заявил журналистам, что оснований для проведения третьей девальвации в Азербайджане нет, аргументируя это тем, что цены на нефть, находясь на низком уровне, стабильны, установлению «реалистичной» цены на нефть в бюджет, а также установлением объемов трансфертов Государственного нефтяного фонда (ГНФАР), передает «Тренд».
В результате принятых мер, по словам Рустамова, стабилизация внешнеторгового баланса приведет к стабилизации валютного рынка, от чего оптимизируется импорт и будет возможно поддерживать устойчивый курс маната в плавающем режиме.
Однако экономический эксперт Натиг Джафарлы полагает, что заявления председателя правления Центробанка Эльмана Рустамова о том, что «девальвации не будет», вызывают опасение у людей, пишет азербайджанский сайт «Минвал.аз». В интервью интернет-телеканалу «Мейдан-TV» эксперт отмечает, что «каждый раз после подобных заявлений в Азербайджане происходит какой-то процесс».
В частности, эксперт напомнил, что после сделанного 18 февраля 2015 Э. Рустамовым заявления, уже 21-го произошла первая девальвация. Вторая девальвация 21 декабря 2015 года произошла спустя несколько дней после того, как Рустамов заявил, что никакой девальвации не ожидается. «Поэтому после выступлений главного банкира трудно предсказать, какие произойдут процессы. Причина заключается в том, что сказанное Эльманом Рустамовым всегда происходит наоборот», – заявил эксперт.
Согласно эксперту, в банковском секторе Азербайджана сложилась странная ситуация. Будто только один Рустамов знает эту сферу и делает заявления, думая, что все будут рукоплескать этим заявлениям. «После каждого его выступления вместо ответов на вопросы появляются новые вопросы. Госчиновник не понимает, что когда он делает заявления, то должен разъяснять гражданам все вопросы. А заявления Эльмана Рустамова вместо того, чтобы пролить свет на вопросы, вызывают новые», – сказал он сайту.
Прогнозируя ситуацию, Джафарли отметил, что ЦБ и правительству Азербайджана не удастся долго удерживать курс маната на нынешнем уровне, не будет также и скачкообразного обвала национальной валюты.
Эксперт также комментирует недавний валютный аукцион, на котором ЦБ, вместо обычных $200 млн. выставил 24 февраля на торги $30 долларов, причем заявка со стороны 14 банков составила $66,760 млн. и была удовлетворена на 44,9%. «Тем самым, несмотря на то, что спрос на доллары, в сравнении с предыдущими торгами, снизился более, чем в 2,5 раза, объем проданной ЦБА валюты сократился более, чем в 6,5 раз», – отметил эксперт.
Есть вероятность, что это – создание искусственного дефицита наличной долларовой массы в банковской системе и в экономике. «Следствием превышения спроса над предложением неизменно становится удорожание дефицитного товара, а в случае с валютой – роста курса доллара по отношению к манату», – сказал он, отметив, что при ценах на нефть около $30 за баррель и увеличении расходной части бюджета курс маната будет неустойчив, и удерживать нынешний курс просто невозможно. В перспективе, потребность в долларах опять начинает расти, указал Джафарли, комментируя результаты валютных торгов.
Азербайджанский сайт «Репорт.аз» в свою очередь пишет, что спрос банков Азербайджана на доллары вырос в 4 раза. Так, на проведенном 26 февраля валютном аукционе фактический спрос коммерческих банков на доллары США по сравнению с предыдущим аукционом составил $243 млн., что показывает рост в 3,6 раз. «Несмотря на резкий рост спроса, ЦБА продал на аукционе 26 февраля 50 млн. долларов, обеспечив всего лишь 20,6% реального спроса. В результате ЦБА повысил официальный курс на 29 февраля на 0,2%, установив его на отметке 1,5655 AZN/USD», – пишет сайт со ссылкой на информированные источники.
Более чем наполовину, до 59%, сократился удельный вес нефтяных доходов госбюджета Азербайджана в 2015г, передает информационное агентство «Интерфакс», отмечая, что нефтяные доходы бюджета Азербайджана в 2015 году по предварительным оценкам составили 10,98 млрд., что на 16,8% меньше показателя 2014 года. «В 2014 году нефтяные доходы госбюджета Азербайджана составили 12,144 млрд. манатов, в 2015 году по оперативным данным – 10,98 млрд. В 2015 году поступления от нефтяного сектора обеспечили 58,9% доходов госбюджета против 66% в 2014 году», – пишет агентство со ссылкой на правительство АР. В 2015 году в структуре нефтяных доходов госбюджета трансферты из Государственного нефтяного фонда составили 8,130 млрд. манатов, налоговые платежи ГНКАР – 1,41 млрд. манатов, поступления по налогу на прибыль от нефтегазовых компаний, действующих в рамках соглашений PSA – 558 млн. манатов, передает агентство.
Принятый в первые дни второй девальвации маната и последовавшего за ним экономического кризиса указ президента Азербайджана о прекращении проверок объектов предпринимателей дали первые плоды: в Азербайджане начался рост жалоб практически во всех сферах, пишет азербайджанский сайт «Репорт.аз», цитируя председателя Госкомитета по стандартизации, метрологии и патентам Азербайджана Рамиза Гасанова. По словам чиновника, прекращение проверок привело к тому, что некоторые предприниматели, воспользовавшись этим, начали снижать качество товаров и услуг.
Открытый в азербайджанском поселке Шувелян магазин бесплатной одежды для неимущих и нуждающихся был опустошен в первый же день работы, пишет азербайджанский сайт «Вести.аз», ссылаясь на портал «Баку.ws». «В социальных сетях пользователи активно отреагировали на новость об открытии этого магазина. Многие обещали принести для магазина одежду. Но на деле помощи было мало», пишет сайт, отмечая, что в результате, руководители магазина стали вынуждены просить граждан принести одежду.