«Голос Армении»: Азербайджанские диверсанты довольны условиями своего содержания и отношением администрации тюрьмы
Газета «Голос Армении» в номере от 1 марта пишет: «Тюремный коридор мало напоминал мрачные казематы, которые обычно показывают в фильмах. Новый ремонт, чистота, полное отсутствие характерных для подобных учреждений застоявшихся запахов, светлые и достаточно просторные камеры - такой предстала перед нами знаменитая Шушинская тюрьма. Члены общественной организации "Против правового произвола" в лице исполнительного директора Ларисы Алавердян и члена совета - автора этих строк - уже во второй раз за полтора года посетили содержащихся здесь уже в качестве осужденных азербайджанских диверсантов Шахбаза Гулиева и Дилгама Аскерова. Подчеркну сразу: со стороны властей Республики Арцах никаких препятствий для визита представителей правозащитной организации не возникло.
После недавнего сообщения о том, что европейский суд по правам человека отказался принять к рассмотрению иск семей диверсантов, в бакинской прессе вновь появились душещипательные статьи о том, как, дескать, тяжело им приходится в арцахской тюрьме. При этом приводятся подробности, о которых члены семей, со слов которых ведется рассказ, знать не могут просто по определению. Понятно, что они вынуждены повторять пропагандистские байки о "голоде, холоде и пытках", которым якобы подвергаются осужденные, однако вместе с тем со ссылкой на сына Аскерова описывается, например, картина задержания, очевидцем которой парень, естественно, быть никак не мог. К тому же увлекшиеся сочинительством пропагандисты не заметили, что сын фактически подтверждает, что отец направился в Арцах в качестве шпиона: "Отец поставил Шахбаза караулить. Они поехали с Гасаном снимать какую-то местность". Для чего понадобилось снимать какую-то местность "простым сельчанам, отправившимся навестить могилы предков", как представляют диверсантов в азербайджанских СМИ, Аскеров-младший, естественно, умалчивает. Но уверенно продолжает повторять заученные байки, заявляя, что, дескать, "на суде отец защищал сам себя". И это несмотря на то, что в прессе неоднократно публиковались снимки с судебного процесса, где рядом с его папашей сидит предоставленный государством адвокат, уже не говоря о многочисленных публикациях на эту тему с указанием имени адвоката.
Впрочем, не будем приводить все маразматические измышления (к примеру, о том, что армяне, дескать, выкопали останки родных Аскерова), которые внушили парню бакинские пропагандисты. Отметим лишь, что в вопросе освобождения он, как подчеркивается в статьях, надеется только на своего президента, хотя и "понимает, как это трудно".
Надо признать, что Аскеров-младший мыслит верно. Освободить убийцу, чья вина была доказана на открытом судебным процессе, будет не просто трудно, а невозможно, хотя, оговоримся, решать это только властям НКР. Мы со своей стороны можем только успокоить Мушфига Кюрдоглу Аскерова и заверить в том, что его отец отбывает тюремный срок в нормальных условиях, полностью соответствующих международным гуманитарным нормам. Что и было подтверждено в ходе нашей встречи и беседы самими диверсантами. При этом говорили мы с осужденными по отдельности, но практически все сказанное ими совпадало, что лишний раз свидетельствует о том, что оно полностью соответствует реалиям.
В недавно отремонтированных одиночных камерах, рассчитанных, отмечу, на 4 человека, тепло, сухо и чисто, пища, по их собственному признанию, хорошего качества - "как домашняя", с мясом. Учитывая национальные привычки, чай и полстакана сахара ежедневно они получают 5 раз в день, при малейших признаках недомогания к ним приглашается врач, при этом оба несколько раз проходили полное медобследование и получали лечение, постель нормальная, гигиенические принадлежности (в том числе стиральный порошок) выдаются по обращению. Каждое утро их выводят на часовую прогулку, со стороны персонала не было случаев насилия или плохого обращения - это подчеркнули оба осужденных. И Аскеров, и Гулиев были аккуратно, по сезону одеты, они сообщили, что регулярно получают посылки из дома посредством Международного Комитета Красного Креста (МККК), который также регулярно посещает их. При этом, как явствует из опубликованного в декабре прошлого года в азербайджанских СМИ письма Аскерова родным, осужденные попунктно перечисляют все, что хотели бы получить, и все это беспрепятственно доставляется.
Таким образом, Нагорно-Карабахская Республика, соблюдавшая все нормы судопроизводства и прав человека в ходе судебного процесса, продолжает демонстрировать четкую приверженность этим нормам и сейчас, когда преступники отбывают срок. Если в Азербайджане не верят сказанному и так уже сильно озабочены состоянием и условиями содержания своих граждан, они могут обратиться к властям НКР с просьбой разрешить посещение членов семьи, азербайджанских либо иностранных правозащитников. Как поступит при этом руководство Арцаха - не беремся судить, но проблема в том, что именно Баку политизирует вопрос, изначально отвергая какую бы то ни было возможность вступить в контакты с официальным Степанакертом.
Что касается международного гуманитарного мониторинга, то он в полной мере обеспечен имеющей на это мандат организацией – МККК».