Бывший советский разведчик разоблачил «тройного агента» иностранной разведки – министра финансов Азербайджана Самира Шарифова
По информации источников в Службе внешней разведки (СВР) Российской Федерации, министр финансов Азербайджана Самир Шарифов – тройной агент, который работал на российские, турецкие и американские спецслужбы. Об этом в интервью украинскому интернет-изданию «ГОРДОН» заявил советский разведчик, бывший офицер Первого главного управления КГБ, а ныне американский финансовый аналитик Юрий Швец.
Как отметил в интервью Швец, данная информация получена из источников в российских спецслужбах. По его словам, источник из Федеральной службы безопасности (ФСБ) несколько лет назад подготовил агентурное сообщение, согласно которому российские спецслужбы проникли в разведывательные службы Турции и США, в результате чего были получены некоторые важные сведения о действующей агентуре.
«По информации источников, сведения, полученные в результате проникновения, позволили Службе внешней разведки России прийти к заключению, что ее давний агент, министр финансов Азербайджана Самир Шарифов, на самом деле был тройным агентом, который работал, иногда одновременно, на российские, турецкие и американские спецслужбы», - отмечается в агентурном сообщении.
Сообщается, что по данным источника в СВР, Шарифов был завербован турецкой разведкой в 1989-1990 годах во время работы в Южном Йемене. Затем он был передан на связь ЦРУ, и с тех пор работал на американские и турецкие спецслужбы в качестве агента влияния и важного источника информации.
По данным источника в ФСБ, Самир Шарифов начал свою карьеру с помощью отца, который входил в ближайшее окружение Гейдара Алиева, лидера советского Азербайджана. Он был послан на учебу в Киевский государственный университет, на факультет международных отношений. Во время учебы Шарифов тесно сотрудничал с КГБ.
Согласно сообщению, источник из числа офицеров КГБ, знакомых с делом Шарифова, сообщил, что он был завербован на компромате. Его поймали на незаконных операциях на черном рынке, где он совершал сделки с иностранной валютой, однако КГБ закрыл на это глаза, и никаких серьезных скандалов во время его учебы в Киеве не было.
Таким образом, после окончания университета Шарифов вернулся в Баку и начал работать в отделе внешнеэкономических связей министерства внешней торговли Азербайджана. В 1988 году по протекции Гейдара Алиева он был отправлен на работу в Южный Йемен. Первоначально работал в качестве переводчика, но позже попал в группу, которая занималась поставками советской военной техники в Южный Йемен.
«В этой должности он работал как агент под контролем Первого главного управления КГБ (внешняя разведка), которое конфиденциально руководило его работой. КГБ был доволен его сотрудничеством, пока не произошла серьезная неприятность», – подчеркивается в сообщении.
Так, по данным источника в СВР, в 1990 году два крупных транспорта с советским оружием исчезли по пути в Южный Йемен. КГБ провел всестороннее расследование и установил, что это произошло в результате того, что «враждебная иностранная разведслужба» узнала о транспортах от агента, завербованного из числа советских служащих в Южном Йемене. Подчеркивается, что Шарифов стал одним из главных подозреваемых, поскольку резидентура КГБ в Южном Йемене получила доказательства его несанкционированных конфиденциальных контактов с представителями турецких разведслужб. Он был немедленно отозван в Москву для дальнейшего расследования и допроса. Вскоре, однако, Советский Союз распался, что и спасло Шарифова.
«КГБ имел прямые доказательства того, что Шарифов был перевербован турецкой разведкой и превратился в двойного агента. По словам источника, под контролем турецких спецслужб агент имел не только широкие информационные возможности, но даже был в состоянии влиять на состав правительства Азербайджана. В частности, отметил источник, в 2006 году Шарифов был использован для “раскрытия” попытки госпереворота в Баку, что привело к аресту ряда высокопоставленных чиновников правительства. Примерно в это время Шарифов стал получать ежемесячные платежи “за оказание консультационных услуг”, которые проводились через турецкую компанию Torcas», – отмечается в сообщении.
Спецслужбы РФ исходили из того, что Турция как член НАТО делится разведывательной информацией и агентурой с ЦРУ. Дальнейшее развитие событий убедило российские спецслужбы, что к работе над Шарифовым подключилось разведывательное сообщество США.
Отмечается, что в 1992 году министерство национальной безопасности (МНБ) Азербайджана конфиденциально сообщило ФСБ, что американцы настаивают на том, чтобы Шарифов принял участие в переговорах по вступлению Азербайджана в МВФ. Однако МНБ нашло это подозрительным, поскольку Шарифов никогда не работал с американцами и не должен был иметь никаких контактов в США. Тот факт, что американцам вдруг захотелось иметь дело с Шарифовым, был воспринят в Баку и Москве с большим подозрением.
«Министерство безопасности Азербайджана начало расследование подозрительных связей Шарифова с правительством США, но вскоре произошло нечто из разряда невероятного: в представительство МВФ в Баку ночью проникли неизвестные лица и похитили все материалы, относящиеся к переговорам 1992 года. Следствие по Шарифову вновь застопорилось», – подчеркивается в материале.
Однако, по словам источника из СВР, некоторое время спустя была получена информация о том, что Шарифов превратился в тройного агента – он был завербован неким сотрудником ЦРУ при содействии заместителя министра иностранных дел Азербайджана Халафа Халафова, который сам имел тесные связи со спецслужбами США.
«Несмотря на огромное разочарование в связи с перевербовкой Шарифова американскими спецслужбами, спецслужбы РФ приняли решение продолжить работу с ним, поскольку он был слишком хорошо осведомленным и влиятельным чиновником, чтобы прекратить с ним все контакты. Кроме того, была надежда, что финансовые интересы Шарифова в сотрудничестве с РФ станут преобладать над его интересами в получении поддержки в Соединенных Штатах. Другими словами, ставилась задача элементарно его перекупить», – говорится в сообщении.
В этих целях ФСБ помогла Шарифову в деликатных переговорах с российскими государственными оборонными предприятиями «Рособоронэкспорт» и «Росвооружение», а также произвела несколько крупных платежей. Согласно источнику в ФСБ, эти платежи были произведены через «Лукойл» и депозитарные сейфы в банке «Уралсиб». Российские спецслужбы также следили за «грязными» финансовыми операциями Шарифова. В частности, россияне обнаружили «откат» Шарифову за отгрузку 600 тысяч баррелей легкой азербайджанской нефти компании «Sumato Energy Group Limited» (Новая Зеландия), который был сделан в 2009 году через бакинское отделение банка «Nikoil». Кроме того, по данным источника в ФСБ, несколько «откатов» было получено Шарифовым через Азиатский банк развития со штаб-квартирой в Маниле.
Также, по данным источника в СВР, в 2011 году спецслужбы РФ пришли к выводу, что Шарифов настолько укрепил свои позиции в правительстве, что получил хорошие шансы стать следующим премьер-министром. В этой связи было принято решение развивать отношения с ним максимально активно.
Кроме того, Швец сообщил, что это дело нужно рассматривать именно в геополитическом контексте. Он подчеркнул, что Турция как стержень юго-западного фланга НАТО была для СССР одним их главных противников и важнейшим объектом разведки. Примерно такую же роль Турция стала играть в последнее время для РФ, а Азербайджан стал важным промежуточным объектом для разведывательных операций России в Турции. По его словам, с обострением российско-турецких отношений, когда речь идет о возможности войны, причем не просто между РФ и Турцией, а между Россией и НАТО – в Азербайджане такой источник, как Шарифов, бесценен для Кремля.
Тем временем, по сообщению азербайджанского сайта «Минвал.аз», руководитель пресс-службы МИД Азербайджана Хикмет Гаджиев отказался прокомментировать сенсационные заявления экс-разведчика КГБ Юрия Швеца.