«Историю коммунистической партии Азербайджана» в 1958 году запретили по причине национализма и культа личности
В 1958 году Москва обвинила Первого Секретаря ЦК Компартии Азербайджанской ССР Имама Мустафаева в «анти-Шаумяновской» позиции, изъяв весь тираж первого тома «Истории Коммунистической партии Азербайджана» из оборота и приостановив работы над вторым. Об этом, цитируя председателя «Национального совета» Азербайджана, профессора Джамиля Гасанлы, пишет азербайджанская газета «Азадлыг».
Согласно публикации, во время обсуждений первого тома книги «История коммунистической партии Азербайджана» в 1958 году А. Росляков из Туркменистана, Г. Османов из Дагестана, С. Бейсембаев из Казахстана, М. Мирмоллаев из Таджикистана и другие эксперты поддержали позицию Москвы, согласившись с тем, что книга носит «анти-Шаумяновский» характер. А М. Мирмоллаев, в свою очередь, отметил, что на 29 странице книги имя Наримана Нариманова упоминается 11 раз, подчеркнув, что в этом есть признаки культа личности.
Книга подверглась резкой критике со стороны представителя Москвы Петра Валуева, который назвал Наримана Нариманова националистом. В поддержку книги выступили только представители Азербайджана, возглавляемые руководителем отдела пропаганды и агитации КП АзССР Шихали Гурбановым.
По возвращении в Москву специалисты представили доклад об имевших место в Баку обсуждениях, отметив, что «Истрия Коммунистической партии Азербайджана» написана в духе национализма, сочтя ее публикацию ошибкой и предложив наказать Шихали Гурбанова.
В то же самое время, во время XXII съезда Компартии Азербайджана в 1958 году эта книга удостоилась самой высокой оценки со стороны Имама Мустафаева.
Пытаясь спасти положение, член правления ЦК КПСС Нуредин Мухидов сказал, что Имам Мустафаев во время обсуждений, перечисляя Бакинских комиссаров, якобы, случайно выдвинул Наримана Нариманова и Мешади Азизбекова на первый план, отодвинув на второстепенный Степана Шаумяна.
Примечательно, что во всех учреждениях и организациях Азербайджана портреты 26 бакинских комиссаров располагали, начиная не с портрета Степана Шаумяна, как это принято, а Мешади Азизбекова. В этой связи завотделом ЦК КПСС Василий Снастин заявил, что именно после знаменитого выступления Имама Мустафаева в публикуемых в Азербайджане статьях о 26 бакинских комиссарах начали менять расположение их портретов.
И наконец, судьбоносным решением Москвы первый том книги «История коммунистической партии Азербайджана» был изъят из всех библиотек и книжных магазинов, а работы над вторым томом – приостановлены.
Смежные статьи
- В Азербайджане классического поэта Самеда Вургуна обвинили в «проармянской позиции»
- А. Элибегова: «Губинский геноцид» – новый политический миф, используемый Азербайджаном для насаждения армянофобии
- Глава Азербайджана ради мечты присоединить Дагестан инициировал депортацию аварцев, даргинцев и лакцев в 1944г.
- Армянский политолог об Алиевых: Сыну надо знать, что говорил его отец